Ликвидность бухгалтерского баланса выражается в степени покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Ликвидность баланса достигается путем установления соотношений между обязательствами организации и его активами. В таблице 1.4 показано ранжирование по степени убывания ликвидности активов и пассивов по степени возрастания срочности их погашения.
Таблица 1.4 - Ранжирование по степени убывания ликвидности активов и пассивов по степени возрастания срочности их погашения
Условное обозначение |
Ранжирование активов и пассивов баланса |
Активы | |
А1 |
Наиболее ликвидные активы: - денежные средства - краткосрочные финансовые вложения |
А2 |
Быстро реализуемые активы: - дебиторская задолженность до 12 месяцев - прочие оборотные активы |
А3 |
Медленно реализуемые активы: - запасы с учетом НДС |
А4 |
Трудно реализуемые активы: - внеоборотные активы |
Пассивы | |
П1 |
Наиболее срочные обязательства: - кредиторская задолженность |
П2 |
Другие краткосрочные обязательства: - краткосрочные кредиты и займы, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства |
П3 |
Долгосрочные обязательства |
П4 |
Собственный капитал: - собственный капитал с учетом убытков, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов |
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; А4<П4.
Платежеспособность – это наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения [25, с.20].
С.М. Пястолов определяет платежеспособность предприятия как способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет [27, с.336].
Интересная точка зрения по поводу платежеспособности приводится в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре, авторы которого считают предприятие платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и активные расчеты покрывают его краткосрочные обязательства [34, с.412].
Для анализа платежеспособности используют относительные коэффициенты ликвидности, представленные в таблице 1.5:
Таблица 1.5 – Относительные коэффициенты ликвидности
Наименование показателя |
Характеристика |
Способ расчета и условные обозначения |
Интерпретация показателя | |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями |
Каб.л.= (ДС+КФВ)/КО ДС – денежные средства; КФВ–краткосрочные финансовые вложения; КО-краткосрочные обязательства |
Рекомендуемое значение 0,15-0,2. | |
Коэффициент срочной ликвидности |
характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт оборотных активов. Он сходен с коэффициентом текущей ликвидности, но отличается от него тем, что в состав используемых для его расчета оборотных средств включаются только высоко- и среднеликвидные текущие активы |
Кср.л.=(ДС+КФВ+ДЗ)/КО ДЗ–дебиторская задолженность |
Рекомендуемое значение 0,5-0,8. | |
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств |
показывает степень зависимости платежеспособности компании от МПЗ и затрат с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств |
Клмс= (З+НДС)/КО З - запасы |
Рекомендуемое значение 0,5-0,7. | |
Коэффициент общей (текущей)ликвидности |
характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства обеспечены оборотными активами |
Коб.л.=(ДС+КФВ+ДЗ+З)/КО |
Рекомендуемое значение 2-3. | |
Экономическая аналитика:
Анализ поступлений налоговых платежей на региональном уровне
Для представления о социально- экономическом положении субъекта считаем необходимым привести следующие данные. Ямало-Ненецкий автономный округ - субъект Российской Федерации. Входит в состав Тюменской области (Уральский федеральный округ). В составе автономного округа 13 муниципальных образований, ...
Особенности системы управления налоговой службой
Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. Функции по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения ...
Государственное управление и инвестиционная политика – как
основа регулирования рыночного хозяйства
От взаимодействия бизнеса и государства зависит создание атмосферы общественного доверия и законности. Предотвращение необоснованного вмешательства государства в экономику, пресечение произвола, усиление подконтрольности органов управления за счет повышения их прозрачности[12]ведёт к упрочнению при ...