Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категорией финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Первоначально бюджет, (от старофранцузского «bougette» - небольшой мешок с деньгами) представлял собой королевскую казну и выражал баланс между властью политической и нацией, и рассматривался в качестве источника государственного дохода. Позднее термин «бюджет» приобрел финансовый смысл и стал представлять собой портфель с финансовыми документами, а затем и сам финансовый акт, ограничивающий королевскую власть в части, касающейся взимания налогов. Право передачи бюджетной власти стало затем объектом длительных политических баталий. Развитие бюджетного права проходило параллельно с развитием политического права. Государство выполняло большие общественные функции: безопасность, общественный порядок, оборона, дипломатия. В экономическом плане функции государства соответствовали либеральной доктрине: ничего не должно мешать свободной конкуренции и рыночным механизмам для обеспечения спроса и предложения.
В указанный период сформировались три характеристики бюджета, которые иллюстрируют классическую концепцию государственных финансов:
- нейтральный бюджет - экономический порядок не должен нарушаться государственными инициативами;
- непродуктивный бюджет - бюджет должен ограничиваться покрытием непродуктивных расходов государства;
- взвешенный бюджет - государство не должно тратить или взимать более чем это необходимо. Профицит, как и дефицит, осуждаются.
На современном этапе у любого государства также всегда определенные экономические и постоянно возрастающие социальные функции. Кроме содержания армии, полиции и судов любое государство в современной экономике играет огромную роль не только в связи с необходимостью финансирования расходов на образование, фундаментальную науку, медицинскую помощь, выплату пенсий и пособий по безработице и бедности, развитие инфраструктуры и охрану окружающей среды, но и в связи с обязанностями государственного регулирования экономики и социальной. С целью реализации данных функций государство должно иметь определенные доходы, которые в результате оно и будет распределять на имеющиеся нужны.
В связи с этим как экономическая категория бюджет имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов и отношения по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на финансовый год является основным содержание бюджетного плана, она определяет перспективные направления финансово-бюджетной политики.
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Бюджетные расходы можно определить как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.
Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Таким образом, бюджетные расходы имеют основополагающее значение при рассмотрении вопросов о бюджете. Именно этим объясняется актуальность выбранной темы.
Научная разработанность темы достаточно высокая. Вопросы расходов федерального бюджета рассматриваются следующими учеными: Александров И.М. (занимался исследованием бюджетной системы РФ), Бликанов А.В. (занимался исследованием федерального бюджета как экономической категории), Буневич К.Г. (занимался исследованием бюджетной системы РФ), Бурханова И.В. (занимался исследованием бюджетной системы РФ), Вышегородцев М.М. (занимался вопросами управления бюджетом), Евсеенкова З.Н. (занимается проблемами реформирования бюджетного процесса в РФ), Золотарева А. (занимается проблемами совершенствование процедур разработки, утверждения, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета), Ковалева Т. М. (занимается вопросами бюджетной политики и бюджетного планирования в РФ), Куликова Н.И. (занимался исследованием современной бюджетной системы РФ), Михайлова Ю.В. (занимался вопросами бюджетного федерализма в РФ), Поляк Г.Д. (занимался исследованием бюджетной системы РФ), Притупов В.Г. (занимается разработкой путей совершенствования бюджетного процесса в РФ), Фомина Е.А. (занимался вопросами бюджетного федерализма в РФ) и другие.
Целью данной работы является исследование расходов федерального бюджета, их состав, структура и динамики с 2007 года.
В ходе работы для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- уточнить сущность федерального бюджета;
- рассмотреть принципы формирования федерального бюджета;
- охарактеризовать структуру федерального бюджета;
- дать понятие содержания расходов федерального бюджета и рассмотреть классификацию расходов федерального бюджета;
- проследить динамику расходов федерального бюджета с 2007 года и выявить особенности;
- предложить пути повышения эффективности федерального бюджета.
Объектом данной работы выступают расходы федерального бюджета.
Предметом исследования являются финансовые отношения, складывающиеся между государством, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами: физическими лицами, организациями по поводу формирования и использования централизованных денежных средств.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных авторов, учебные и учебно-методические пособия, научные публикации, периодические издания, посвященные теме рынка ценных бумаг.
Также в ходе написания данной работы широко использовались Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, законы о бюджете за период 2007-2011 года, другие нормативные правовые акты.
Методами исследования являются: методы формальной логики и сравнительного анализа, математико-статистические методы анализа социально-экономических явлений.
Практическая значимость работы заключается в том, что в работе системно изложены теоретические и практические вопросы и основные проблемы по теме исследовании.
Результаты исследования могут быть использованы в учебных целях, а частности при изучении таких учебных дисциплин как финансы и кредит, бюджетное право, финансовое право и некоторых других.
Экономическая аналитика:
Порядок учета в налоговых органах иностранных и международных организаций на основе уведомлений
В установленных случаях учет иностранных и международных организаций осуществляется в уведомительном порядке, т.е. на основании направляемых иностранными и международными организациями уведомлений по установленной форме, без присвоения ИНН, КПП и без выдачи свидетельства о постановке на учет. К так ...
Крупные финансовые сделки, совершаемые акционерными
обществами
На финансовое состояние АО существенное влияние оказывают крупные сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества. Крупными сделками являются следующие: сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением или отчуждением либо возможностью отчуждения обществом прямо ил ...
Основные проблемы транспортной отрасли в Российской Федерации
В условиях реформирования экономики начала усиливаться взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, и требуют развития отрасли. Исходя из территор ...