С юридической точки зрения, бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С экономической точки зрения, бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
В результате проведенного исследования были решены поставленные задачи:
Уточнена сущность федерального бюджета - представляет собой финансовый план государства.
В ходе анализа сущности государственного бюджета были рассмотрены принципы формирования федерального бюджета: принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; принцип сбалансированности бюджета; принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств; принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; принцип достоверности бюджета; принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств; принцип получения максимального эффекта при минимуме затрат.
Охарактеризованы структурные составляющие элементы бюджета, а именно его доходная и расходная части.
Бюджетное законодательство детально регламентирует доходы и расходы бюджетов. Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в Бюджетном кодексе РФ законодательное закрепление.
Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджета; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования.
В зависимости от соотношения между собой доходной и расходной частей бюджета отмечаются следующие последствия. Равенство названных частей называется сбалансированностью бюджета. Превышение расходов бюджета над его доходами означает наличие дефицита.
Согласно БК РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга в соответствующем финансовом году.
Дано понятие расходов федерального бюджета, а именно: бюджетные расходы можно определить как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
На основании российского законодательства рассмотрена классификация федеральных расходов, которые имеют две составляющие:
1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
2) расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов местного самоуправления.
Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
В ходе сравнительного анализа расходной части федерального бюджета отслежена динамика расходов федерального бюджета за 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 годы и были выявлены следующие особенности. Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. Это свидетельствует о том, что большая часть средств (от 32,52% до 34,73%) идет на финансирование бюджетов субъектов РФ. Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы.
Их доля с 2007 по 2009 год заметно возросла с 815 млрд. руб. до 963 млрд. руб. Это свидетельствует о постоянном увеличении затрат на финансирование государственного аппарата. Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. В 2008 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2010 он снизилась до 528,55 млрд. руб., что существенно заметно в процентном соотношении. Кроме того, в ходе анализа бюджетных расходов можно проследить финансирование крупных федеральных программ.
Например, расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в связи с тем, что в 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», который привел к росту расходов бюджета на здравоохранение. В 2007 году в рамках проекта выделено 15,4 млрд. руб. из федерального бюджета на закупку около 23000 единиц оборудования для муниципальных поликлиник и больниц.
Экономическая аналитика:
Заявительный порядок постановки на налоговый учет
К заявительному порядку постановки на налоговый учет, в соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, относится постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Феде ...
Инвестиции
Основное направление деятельности Компании - это инвестиции в высокодоходные проекты, имеющие целью внедрение в производство и продвижение на мировой рынок высоких технологий, ни где и ни когда ранее не применявшиеся. Вы можете участвовать в инвестиционной деятельности, приобретая паи в КПКГ (креди ...
Финансовая политика
Финансовая политика — это совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика определенной страны зависит от ряда факторов: исторических условий, уро ...