Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
В специальной и учебной литературе бюджет традиционно рассматривается как сложная социально-экономическая и правовая категория.
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1]. Бюджет имеет форму правового акта, принимаемого представительным органом власти, в связи с чем он имеет силу закона. Кроме того, помимо распределения денежных средств государства на бюджет возложена задача по закреплению решений органов государственного сектора в области финансов и по установлению юридических прав и обязанностей участников бюджетных отношений. Также бюджет является средством контроля законодательной власти над исполнительной.
«В любом государстве бюджет утверждается представительным органом власти, в результате чего он приобретает определенную правовую форму» [27. С 406].
«Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики» [14. С 30].
«С экономической точки зрения, бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления» [21. С 19].
Сегодня как экономическая категория государственный бюджет выполняет тройственную миссию.
Во-первых, бюджет регулирует экономическую жизнь страны. Бюджетные приоритеты могут влиять на экономическую активность. С помощью бюджетной политики государство имеет возможность способствовать экономическому подъему или бороться с инфляцией путем изменения конъюнктуры. Для достижения своих целей государство может:
- уменьшить налоговое бремя (признав дефицит) и распределить часть доходов между частными лицами (социальные пособия) или предприятиями (кредиты, инвестиции) для увеличения потребления продукции;
- ограничить вмешательство государства, чтобы действовали законы рынка для регулирования возникшего дисбаланса (инфляция, депрессия);
- уменьшить долю государственных расходов в экономике для уменьшения потребления и производства с целью ограничения инфляции и импорта.
Во-вторых, бюджет предоставляет средства. Государство должно обеспечивать нормальное функционирование своих органов. Для этой цели государство использует денежные средства, собранные с населения (налоговые поступления). Кроме того, государство принимает участие в финансировании промышленности и торговли, а также некоторых частных проектов.
Государство осуществляет финансовую поддержку в двух формах:
- на безвозмездной основе (дотации на покрытие дефицита, на закупку оборудования, и др.);
Экономическая аналитика:
Статус и функции налоговых инспекций
Функции и права обязанности налоговых органов. Точное установление функций государственного органа имеет важное юридическое значение: права, предоставленные законодательством этому органу, и обязанности, на него возложенные, могут быть реализованы и должны трактоваться исключительно в рамках его фу ...
Государственная пошлина: понятие и виды
Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное фина ...
Сущность и необходимость планирования финансовой деятельности предприятия
Важным этапом сознательного управления финансами предприятия является финансовое планирование. Планирование – одна из основных функций управления, посредством которой определяется и обеспечивается целенаправленное, динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Как научный процесс обосн ...