В результате такой финансовой политики в России к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация, обеспечивающая ее экономический рост на коротком отрезке времени. В целом же она не учитывала законы экономического развития, что и привело финансовую систему и страну в целом к серьезным потрясениям начала XX в.
Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но все же велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в 1923—1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%.
Для хозяйства страны в тот период были характерны неупорядочное снабжение, стихийные цены, непредсказуемые результаты хозяйственной деятельности, отсутствие условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.
Основными задачами данного периода были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства, даже с участием капиталистических элементов, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника. Поэтому новая финансовая политика строилась уже на совершенно иных принципах.
Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.
Государство создаёт три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием. Основным общегосударственным фондом является государственный бюджет, главные источники поступлений — налоги.
Налоговая система данного периода характеризовалась особой множественностью налогов. К первой группе налогов следует отнести прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строение, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных предприятий, так как он почти весь перечислялся в бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства и создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства этого фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета. А так как в тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, то такой подход решал и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток: не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года, соответственно и взносы в бюджет могли быть с такой же периодичностью.
Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти такой объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имел бы постоянный характер. И такими объектами стали отдельные акты производственной и торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и т. д.
Особое место в налоговой системе занимал промысловый налог, которым облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия. Налог состоял из двух самостоятельных платежей — патентного и уравнительного сборов. Первый взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т. е. один и тот же товар облагался на всем пути движения от производителя к потребителю.
Регулярность поступлений в бюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как подоходный налог с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящиеся предприятий, организаций всех форм собственности, второй — крестьянство.
Экономическая аналитика:
Бюджетно-страховая модель планирования и финансирования расходов на
оказание медицинских услуг
Основным документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств на уровне, медицинского учреждения, является смета. Документ разрабатывается на календарный год но установленной форме в разрезе кодов бюджетной классификации, отражающих содержание операций сек ...
Взаимосвязь финансовой системы и финансового рынка
Механизм эффективного привлечения средств национальных и зарубежных инвесторов необходимы для развития современной постиндустриальной экономики. В нашей стране финансовый сектор существует сам по себе и слабо связан с развитием отечественной промышленности и экономики в целом. В настоящее время в Р ...
Анализ относительных показателей финансовой устойчивости
Финансовые коэффициенты представляют собой относительные коэффициенты финансового состояния предприятия. Они рассчитываются в виде отношения абсолютного показателя финансового состояния и их линейных комбинаций. Финансовые коэффициенты разделяются на: 1. коэффициенты распределения – применяются в т ...