Финансовая политика

Эффективные финансы » Финансовая политика

Страница 1

Финансовая политика — это совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.

Финансовая политика определенной страны зависит от ряда факторов: исторических условий, уровня развития экономики, политических, экономических и социальных целей, сроков их достижения и даже национальных традиций. В период эволюционного развития общественной жизни и стабильности государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства направлена на сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы, заинтересованные в скорейшем изменении сложившейся системы, проводят политику, направленную на ее разрушение и формирование новой системы общественных отношений.

Ярчайшим примером сказанному является история финансовой политики России. Рассмотрим некоторые ее этапы.

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность. Исходными принципами в концепции финансовой политики можно назвать следующие: преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизацию денежных средств.

Принцип преемственности базировался на уважении к традициям, к тому, что было создано предшественниками, как в области теории финансов, так и на практике.

Принцип осторожности не позволял вносить серьезные изменения в финансовую политику даже в экстремальных условиях, например в период войн, революций. Все делалось для того, чтобы не разрушить финансовую систему, созданную в России к началу XX в. с величайшим трудом и напряжением. Этот принцип полностью соответствовал духу России, ее боязни реформ, ее консерватизму. Кроме определенной пользы данный принцип приносил и очевидный вред, выраженный в сдерживании экономического развития. Дело в том, что в России бюджет делился на две части. Первая часть отражала традиционные государственные расходы, позволяющие осуществлять, если так можно выразиться, простое воспроизводство общественных отношений, т.е. минимально необходимые расходы, которые позволяют поддерживать сложившуюся систему экономических отношений. Эта часть бюджета имела традиционные источники. Размер ожидаемых по ним доходов на каждый новый финансовый год исчислялся в намеренно заниженных размерах. Таким образом реальные доходы обычно превышали намечаемые, т.е. по этой части бюджета выдерживался принцип бюджетного равновесия. Разница между реальными и намечаемыми доходами составляла бюджетные остатки, которые, накапливаясь, образовывали так называемую "свободную наличность государственного казначейства" и служили показателем благополучия российских финансов.

Вторая часть бюджета отражала расходы, как их называли, производственного характера, и их финансирование осуществлялось в основном за счет займов, и прежде всего иностранных. Таким образом, Россия свое экономическое развитие ставила в зависимость от иностранного капитала.

Следующим принципом финансовой политики был принцип устойчивости денежной системы. Реализация его осуществлялась через соответствие бумажной денежной массы золотому запасу. Выпуск не обеспеченных золотом кредитных билетов был строго ограничен (не более 300 млн рублей). Денежная реформа 1895—1897 гг. вводит свободный размен банкнот на золото.

Высшее руководство России той эпохи неодобрительно относилось к свободе предпринимательства, усматривая в этом покушение на свои властные полномочия, поэтому большая часть отраслей народного хозяйства были государственными. Так, 2/3 железнодорожной сети, 7/8 телеграфов, 1/3 земли, лесов, наиболее ценных рудников принадлежали государству.

В связи с этим одним из конструктивных принципов, составляющих общую концепцию финансовой политики, был принцип организации финансовой деятельности правительства на основе максимально возможной централизации денежных средств в руках высших и центральных этажей власти. Так, центральный бюджет в объеме консолидированного составлял 85%, тогда как в Англии —54%, Пруссии — 68%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Экономическая аналитика:

Предложение по совершенствованию управления инвестиционным процессом
Суть данного проекта заключается в организации производства железобетонных изделий на базе готовых производственных мощностей с использованием новой технологии (армирование высокопрочной проволокой и термообработка без применения острого пара). Основными видами выпускаемой продукции являются многоп ...

Расходы Государственного бюджета Украины по Автономной Республике Крым
В 2004 году в органах Государственного казначейства в Автономной Республике Крым по расходам Государственного бюджета Украины обслуживались 1592 клиента (в том числе 662 прочих клиента), что на 249 клиентов больше, чем в 2003 году. За 2004 год было обработано 662,4 тыс. платежных поручений по расхо ...

Налогоплательщики и объект налогообложения
Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. Российские организации, кроме перешедших ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru