Механизм эффективного привлечения средств национальных и зарубежных инвесторов необходимы для развития современной постиндустриальной экономики. В нашей стране финансовый сектор существует сам по себе и слабо связан с развитием отечественной промышленности и экономики в целом.
В настоящее время в России в целом созданы институты, обеспечивающие функционирование финансовых рынков. Тем не менее, и фондовый рынок, и банковская система недостаточно эффективно привлекают финансовые ресурсы в реальный сектор, что, безусловно, тормозит модернизацию экономики. По мнению К.Л. Астапова, проблемы во взаимодействии реального и финансового секторов обуславливаются не столько слабостью финансовой системы и нехватки длинных денег, сколько отсутствием конкуренции и высокой долей нерыночных отношений, сложившейся клановой системой управления, заинтересованной в вывозе капитала. В итоге, это приводит к недостаточности привлекательных инвестиционных проектов внутри страны и утечке капитала.
Построение рыночной экономики изменило всю модель финансирования капиталовложений и направление движения денежных потоков. Вначале 1990-х гг. зарождалась банковская система, проводилась ваучерная приватизация, выстраивались финансовые пирамиды, появились фондовые и товарные биржи. Фондовый рынок приобрел стихийный характер, размещение ценных бумаг практически не регулировалось государством, проходило бессистемно и содержало крайне высокие риски для инвесторов. Полностью отсутствовала взаимосвязь между финансовой системой и реальным сектором экономики.
Только в середине 1990-х гг. принимаются основополагающие документы, определившие развитие фондового рынка на многие годы вперед. Это в определенной мере позволило обеспечить взаимодействие финансового и реального секторов. Размещение ценных бумаг компаний в отдельных отраслях содействовало выходу компаний на новый этап развития, а несколько российских компаний приобретают статус транснациональных корпораций и привлекают средства на развитых рынках, расширяя свою деятельность.[5]
Кризис 1998г. отбросил российскую финансовую систему на несколько лет назад. В последующие годы начинается возрождение российской экономики, индексы устремляются вверх на фоне увеличивающихся цен на нефть и укрепления национальной валюты.
Укрепление финансовой системы, стремительный рост капитализации российских компаний все-таки не свидетельствовали о модернизации российской экономики. По-прежнему инновационная активность оставалась на низком уровне. Разразившийся мировой финансовый кризис 2008г. вновь обрушил котировки на российских торговых площадках, которые уменьшились в 4-5 раз, в то время как падение на фондовых рынках развитых стран не было столь глубоким.
Падение цен на нефть в 2008-2009 гг. и снижение котировок негативно отразились на реальном секторе экономике, доходах населения, привели к дефициту федерального бюджета. Падение фондового рынка предвосхитило общее ухудшение ситуации в экономике. Однако это падение является не причиной, а следствием финансового кризиса. Для большинства компаний, акции которых не котируются на бирже, наиболее актуальным становится сохранение потребительского спроса и получение банковского кредита. Вслед за падением курса акций крупных компаний последовал дефицит финансовых средств: в качестве обеспечения банковских кредитов предоставлялись собственные акции, а падение котировок вызвало необходимость наращивания размеров обеспечения или досрочного погашения кредита. Чтобы предотвратить разрастание кризиса и защитить российские компании перед иностранными кредиторами, Правительство РФ принимает своевременное решение о замещении внешних кредитов кредитами Внешэкономбанка.
Экономическая аналитика:
Экономическая сущность, классификация и значение налогов, сборов и других
обязательных платежей
Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирован ...
Муниципальные ценные бумаги. Международная практика
В экономически развитых странах рынок муниципальных ценных бумаг (облигаций) значителен по масштабам и динамично развивается. Этот вид ценных бумаг считается одним из самых надежных долговых инструментов после ценных бумаг центрального правительства. Муниципальные облигации – это муниципальные ценн ...
Региональные бюджеты
Региональные бюджеты— центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воздействия на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных ...