Цель анализа прибыли – обоснование вариантов управленческих решений, реализация которых позволит обеспечить устойчивый рост финансовых результатов. Финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период характеризуются системой взаимосвязанных отчетных показателей. К ним относятся: валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода). В дальнейшем для краткости слово «убыток» в некоторых случаях буде опускаться. Все перечисленные показатели содержатся в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Порядок расчета показателей прибыли представлен в таблице 12.
Для анализа факторов формирования прибыли используются факторные модели, содержащие показатели доходов и расходов предприятия.
Факторная модель валовой прибыли имеет следующий вид:
, (37)
где – выручка от продажи товаров, работ услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей),
– себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Прибыль от продаж – наиболее важный фактор формирования чистой прибыли предприятия. При нормальных условиях осуществления основных видов деятельности прибыль от продаж имеет, как правило, наибольший удельный вес в составе чистой прибыли. Он даже может составлять более 100%, что буде компенсировано отрицательным удельным весом какого-либо другого фактора или нескольких факторов. Факторная модель показателя прибыли от продаж имеет следующий вид:
, (38)
где – прибыль от продаж,
– валовая прибыль,
– коммерческие расходы,
– управленческие расходы.
Если заменить валовую прибыль на исходные показатели (выручки и себестоимости), то получиться четырехфакторная модель:
. (39)
Прибыль до налогообложения формируется за счет прибыли от продаж, полученной в результате основной деятельности предприятия и разницы прочих доходов и расходов.
Чистая прибыль – важнейший финансовый показатель результативности деятельности предприятия. Чистая прибыль – источник роста благосостояния собственников и активов предприятия.
Расширенная факторная модель чистой прибыли имеет следующий вид:
, (40)
где - прочие доходы (стр. 060 + 080 + 100 ф. № 2),
- прочие расходы (стр. 070 + 100 ф. № 2),
- расходы, связанные с налогообложением, учитывающие текущий налог на прибыль, отложенные налоговые активы и обязательства (стр. 150 – 141 + 142 ф. № 2).
Анализ факторов формирования прибыли представлен в таблицы 12. Для определения вклада показателей доходов и расходов в формирование показателей прибыли определяется удельный вес показателей в выручке. Для оценки динамики доходов и расходов предприятия рассчитывается абсолютное изменение показателей и индекс изменения как отношение значения отчетного периода к значению прошлого периода.
В данной работе за отчетный период суммарная величина доходов организации составила 3084 тыс. руб., что на 1025 тыс. руб. больше, чем в предыдущем. Преобладающим источником доходов предприятия является выручка, которая составляет 3000 тыс. руб. Удельный вес прочих доходов в выручке составляет незначительную величину 1,6 %. Совокупные расходы предприятия в отчетном периоде увеличились на 1225 тыс. руб. и составили 2530 тыс. руб. Рассматривая состав расходов предприятия следует отметить, что структура расходов не изменилась, все статьи, за исключением расходов по налогообложению и управленческих расходов, увеличились в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Причиной сокращения расходов по налогообложению могут быть внешние факторы, связанные с государственной политикой в области налогообложения. Рост остальных статей расходов не является обоснованным, так как не опережает рост доходов предприятия.
Экономическая аналитика:
Место государственной пошлины в налоговой системе РФ
Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местных бюджетов. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назн ...
Оценка инвестиционной привлекательности проекта по созданию гостиничного
комплекса
ЗАО «Чемпион» в текущем году, учитывая сложившиеся тенденции развития рынка услуг, приняло решение о создании в городе Санкт-Петербурге гостиничного комплекса на 60 мест. Для этого предполагается осуществить реконструкцию имеющегося здания, остаточная стоимость которого на текущий день составляет 6 ...
Показатели коммерческой эффективности
Коммерческая (финансовая) эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Потребность в финансовом анализе вызвана следующими основными причинами: 1. Только финансовая оценка позволяет через сведение воедино в стоимостной ф ...