Доход от имущества формируется за счет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, отчислений части прибыли унитарных предприятий и др. Кроме того, для покрытия дефицита бюджета в состав неналоговых доходов областного бюджета включаются средства, получаемые от приватизации и продажи государственного имущества, исходя из плана приватизации и финансово-экономической обстановки области.
Крайне важно определить направления развития неналоговых доходов. Первым среди таких источников следует выделить организацию новых форм использования государственной и муниципальной собственности, а вторым - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности.
Таблица 4 - Структура неналоговых поступлений в областной бюджет Новгородской области в 2009-2011 гг.
Источник доходов |
в % к итогу | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций |
9,01 |
50,40 |
11,11 |
Административные платежи и сборы |
1,52 |
0,81 |
0,40 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
0,34 |
2,08 |
0,76 |
Прочие неналоговые доходы |
0,21 |
1,15 |
0,71 |
Следует отметить перспективный характер этой группы доходов в качестве собственных доходов бюджета. Увеличение доходов региональных бюджетов за счет них будет связано с развитием рыночной инфраструктуры хозяйствования, развития института собственников, общей стабилизации экономики и, в частности, промышленности. Это повлечет увеличение поступлений от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Необходимо отметить тот факт, что в зависимости от установления и зачисления средств в отдельные бюджеты уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы; если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов Федерации, так и федеральные налоги.
Принцип расщепления налоговых поступлений обеспечивает выравнивание вертикальных дисбалансов и позволяет сократить дотационность нижестоящих бюджетов. Однако он имеет ряд недостатков:
- отсутствие на региональном уровне взаимосвязи между объемом предоставляемых бюджетных услуг и уровнем налогообложения;
- отсутствие заинтересованности органов власти субъектов в развитии налоговой базы и формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- ограничение возможностей для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики, размывание ответственности за состояние бюджетной сферы.
В наибольшей степени эти недостатки проявляются в отношении регулирующих доходных источников (налогов) с ежегодно устанавливаемыми нормативами отчислений в бюджеты разных уровней.
Уровень регулирующих источников значительно выше уровня собственных доходов, то есть разграничение доходов между уровнями бюджетной системы РФ не обеспечивает органы государственной власти самостоятельными источниками осуществления своих расходных полномочий на соответствующем уровне.
Проанализируем структуру финансовой помощи из федерального бюджета в 2009 -2011 гг. (таблица 5).
Из анализа видно, что преобладает такой вид финансовой помощи из федерального бюджета как субсидии и их доля в 2011 г. увеличилась по сравнению с 2009 г. (55,4% против 42,1%). Доля субвенций не претерпела значительных изменений. А доля дотаций снизилась (18,8%) в 2011 г, по сравнению с 29,2% с 2009 г В целом безвозмездные перечисления увеличились.
Экономическая аналитика:
Совершенствование налогообложения в ООО «Форвард»
В качестве способов совершенствования налогообложения в ООО «Форвард», мы предлагаем ввести на предприятии налоговое планирование. Таким образом, мы предлагаем организовать в ООО «Форвард» систему планирования налогов и предложить использовать несколько схем по минимизации налогов. 1. Схемы минимиз ...
Основные функции финансов
В функциях финансов проявляется сущность этой категории, реализуются ее свойства. Конкретная реализация функций может изменяться под воздействием многообразных обстоятельств, но это не означает отмену самих функций. Имеет смысл говорить о трех функциях: распределительной, регулирующей и контрольной ...
Принципы построения налоговой системы РФ
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания[3]. Принципы построения налоговой систем ...