Основная доля всех налоговых поступлений в областной бюджет Новгородской области в 2009-2011 гг. обеспечивалась налогами на прибыль. Однако их доля уменьшилась. Меньшую долю составляет налог на доходы физических лиц, она снизилась с 38,96% в 2009 г. до 30,57% в 2011 г Далее следует налоги на имущество и налоги на товары и услуги, их доля также снизилась. Наименьшую долю составляют налог на игорный бизнес и налоги, платежи и сборы за пользование природными ресурсами.
В зависимости от объекта налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные. Соотношение прямых и косвенных налогов в структуре областного бюджета Новгородской области показано на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика удельного веса налоговых доходов областного бюджета Новгородской области в 2009-2011 гг. по методам взимания
Как видно из приведенных данных, в структуре налоговых доходов прямые налоги имеют тенденцию к увеличению, что связано с введением единого налога на вмененный доход и рядом других причин. При этом общий уровень основных косвенных налогов (пошлины, акцизов, налога с продаж) изменяется в противоположную сторону, хотя они являются более надежным бюджетным источником, так как гораздо менее, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры и являются легко собираемыми.
Сохранение преобладающего значения прямых налогов при формировании доходов региональных бюджетов свидетельствует о стремлении правительства области обеспечить большую устойчивость доходной базы областного бюджета. Но это еще и общая тенденция бюджетной политики государства, ориентированной на максимальную концентрацию косвенных налогов в федеральный бюджет.
Действующее налоговое законодательство предусматривает существование федеральных, региональных и местных налогов. Соотношение федеральных и региональных налогов в структуре областного бюджета Новгородской области представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика удельного веса налоговых доходов областного бюджета Новгородской области в 2009-2011 гг. по территориальному устройству
Анализ налогов по данному основанию позволил выявить, что доля региональных налогов в структуре налоговых доходов областного бюджета низка, но имеет тенденцию к увеличению, в то время как доля федеральных налогов снижается.
Налоговый потенциал области формируется в основном за счет налогов, относящихся к федеральным регулирующим: налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и другие. Оставленные в ведении региональных бюджетов налоги приносят доходы, несопоставимые с перечисленными выше: налог на имущество организаций в 2009 г. составил 16,12% к налоговой базе области, в 2011 г. - 16,58%; транспортный налог в 2009г. - 3,8%, в 2011 г. - 3,75%; налог на игорный бизнес в 2009 г. - 0,20%, в 2011 г. - 0,20%.
Перечень и налогооблагаемая база региональных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов, возложенных на территориальные бюджеты, полномочия по регулированию данных налогов на уровне субъектов РФ весьма ограничены.
Следовательно, доминирование в налоговых доходах налогов со статусом федеральных естественно влечет за собой необходимость закрепления существенной части налоговых поступлений по федеральным налогам за региональными бюджетами.
В составе доходов региональных бюджетов предусматриваются поступления и неналоговых платежей.
Рассматривая неналоговые доходы областного бюджета Новгородской области, представленные в таблице 4, можно сделать вывод, что доля неналоговых доходов незначительна в общей сумме доходов областного бюджета: она составляла от 15,1% в 2009 г. до 2,5% в 2010 г. с последующим увеличением до 4,2% в 2011 г.
Неналоговые доходы областного бюджета за рассматриваемый период претерпели серьезные структурные изменения, что связано с изменением бюджетного законодательства и экономического развития региона.
Состав неналоговых доходов характеризуется следующими их видами (таблица 4).
Анализ показателей, приведенных в таблице, свидетельствуют о том, что в составе неналоговых платежей в 2009-2011 гг. значительный удельный вес занимают доходы от имущества.
Экономическая аналитика:
Повышение уровня инвестиционных вложений в основной капитал
Помимо вышеперечисленных, наиболее кардинальной мерой, способной повысить эффективность использования основного капитала предприятия, является своевременное обновление их парка, чтобы не допустить их морального и физического устаревания, способного негативно повлиять на конкурентоспособность продук ...
Реформирование
налоговой политики
фискальный социальный налог акциз В период 2012-2014 гг. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 го ...
Механизм работы паевого фонда. Контроль за деятельностью управляющей
компании
Как отмечено в первой главе, паевой фонд не является юридическим лицом, а его имуществом распоряжается управляющая компания. Деятельность же управляющей компании строго регулируется и контролируется. Во-первых, управляющая компания может управлять паевым фондом только на основании лицензии на осуще ...