Функции государственного финансового контроля возложены на следующие институты:
1) Президента Российской Федерации. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента Российской Федерации по формированию нормативно-правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля и прав по формированию состава Правительства Российской Федерации.
2) Главное контрольное управление Президента Российской Федерации. Оно действует на основе Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 1996 года № 383[13]. Как структурное подразделение Администрации Президента Российской Федерации оно подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, но взаимодействует со всеми органами законодательной и исполнительной власти. Его функциями являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц, проверка и исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации. Оно имеет право направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в месячный срок, но не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.
3) Правительство Российской Федерации. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений.
4) Министерство финансов Российской Федерации. Оно занимает особое место в системе государственного финансового контроля исполнительной власти. Минфин является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации (см. Постановление правительства Российской Федерации «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 30.06.2004 г. № 329[14]), координирующим деятельность таких федеральных органов как:
1) Федеральная налоговая служба – обеспечивает своевременность и полноту поступления налогов, акцизов, таможенных пошлин и сборов в бюджет, обязательных платежей в фонды. Прежде всего, налоговые органы организуют учет налогоплательщиков по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Налоговые органы обязаны заботиться о том, чтобы учет налогоплательщиков был своевременным и полным. На основе данных учета ведется Единый государственный реестр налогоплательщиков. Налогоплательщики должны в установленных случаях представлять в налоговый орган налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность. Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)[15]. Контроль может осуществляться и в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации[16].
2) Федеральная служба страхового надзора – осуществляет лицензирование страховых операций страховщиков, разрабатывает соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения по применению страхового законодательства, защищает интересы страхователей в случае банкротства страховых организаций, проводит проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховщиков, контролирует соблюдение ими страхового законодательства и страховой дисциплины. При выявлении нарушений по результатам проверок она имеет право давать предписания страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов страховых взносов (премии), правил и условий страхования и перестрахования. В случае невыполнения этих предписаний могут приниматься жесткие решения – вплоть до аннулирования лицензии или полного прекращения деятельности страховой организации.
3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора – ее полномочия прописаны в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора[17] (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278). Она осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, а также соответствия проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Экономическая аналитика:
Расходы Государственного бюджета Украины по Автономной Республике Крым
В 2004 году в органах Государственного казначейства в Автономной Республике Крым по расходам Государственного бюджета Украины обслуживались 1592 клиента (в том числе 662 прочих клиента), что на 249 клиентов больше, чем в 2003 году. За 2004 год было обработано 662,4 тыс. платежных поручений по расхо ...
Выбор критерия антикризисного управления предприятием
Это система мероприятий, включающих в себя комплекс по финансовому оздоровлению предприятия (санации), реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия- должника банкротом и его ликвидации. Санация проводится: - до возбуждения кр ...
Методика и инструменты формирования финансовой стратегии предприятия
Охватывая все формы финансовой деятельности предприятия, а именно: оптимизацию основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику, финансовая стратегия исследует объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает фо ...