Отсюда следует, что налоговые отношения включают стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений)[7, с. 17].
В соответствии с Налоговым кодексом (Особенная часть) налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы устанавливаются в виде:
1) освобождения от налога, сбора (пошлины);
2) дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
3) пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
4) возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
5) в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
Финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
Малых форм предпринимательства;
Занятости инвалидов;
Благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранной сфер.
Из сущности налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает процесс перераспределения валового продукта. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – а централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.
Через налоги реализуется главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, социальных, внешнеэкономических, природоохранных и др.).
Формирование налогов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейший экономический субъект.
Распределительная функция налогов носит объективный характер, как и объективно само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требуются средства для выполнения своих функций[7, c. 18].
Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятия в бюджет, повышения или понижения общего уровне налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны.
Контрольная функция налогов проявляется в оценке эффективности налогового механизма. Задача контрольной функции состоит в обеспечении фискальной, регулирующей, стимулирующей, распределительной функции налогов, их оптимальном сочетании, своевременном отслеживании государством поступлений в бюджет налоговых платежей[20, с. 15].
Экономическая аналитика:
Анализ устойчивости бюджета на федеральном уровне
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной полит ...
Особенности системы управления налоговой службой
Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. Функции по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения ...
Крупные финансовые сделки, совершаемые акционерными
обществами
На финансовое состояние АО существенное влияние оказывают крупные сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества. Крупными сделками являются следующие: сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением или отчуждением либо возможностью отчуждения обществом прямо ил ...