Экономическая сущность, классификация и значение налогов, сборов и других обязательных платежей

Эффективные финансы » Контроль правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей » Экономическая сущность, классификация и значение налогов, сборов и других обязательных платежей

Страница 3

Примечание: источник собственная разработка на основе[16 с 11]

В соответствии с Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь, введенной в действие с 1 января 2004 г., с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2011 г, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка(ставки);

Порядок исчисления;

Порядок и сроки уплаты[14].

Эффективность проведения налоговой политики предопределяется ее соответствием основным принципам налогообложения.

Принцип равномерности предусматривает необходимость равномерного распределения налоговой нагрузки на все субъекты хозяйствования. В противном случае предоставление каких-либо преимуществ отдельным предприятиям по сравнению с аналогичными приведет к нарушению конкурентного равновесия.

Принцип определенности предполагает стабильность налогового законодательства. Любые его корректировки ни в коем случае не должны приниматься задним числом. О предстоящих изменениях необходимо широко информировать налогоплательщиков.

Принцип простоты и удобства предполагает исключение для налогоплательщиков множества дифференцированных ставок и сложных расчетов.

Принцип дешевизны характеризует эффективность налоговой системы для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору.

Принцип оптимизации уровня налоговой нагрузки заключается в том, что действующие налоги обязаны обеспечить гармонизацию интересов всех субъектов общества, т.е. оптимальное сочетание и развитие государственных, коллективных и личностных интересов[20, c.14.

В ст. 2 Налогового кодекса Республики Беларусь отражены основные принципы налогообложения :

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Экономическая аналитика:

Анализ и оценка состояния управления инвестиционным процессом
Из приведенного ранее анализа видно, что организация своевременно обновляет основные производственные фонды. В течение 2009-2010 гг. велась планомерная работа по развитию системы бизнес-планирования и проектного финансирования, в результате чего инвестиционный портфель ОАО «БМПЗ» был значительно ув ...

Экономическая сущность и содержание бюджета
Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют прово ...

Сущность и структура денежного обращения
В различных учебниках, пособиях, словарях денежное обращение понимается по-разному. В учебнике “Денежное обращение и кредит” под редакцией профессора В.С. Геращенко денежный оборот определяется как “совокупность денежных платежей, совершаемых в порядке безналичных перечислений и при помощи наличных ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru