Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к дополнительному выпуску денег в обращение. Однако это связанно с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 – 90% всех бюджетных поступлений[7, c. 14].
Направленная на построение социально ориентированной рыночной экономики налоговая система Республики Беларусь начала вводиться с начала 1992 г. основу составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды, доля которых в общем уровне налоговой нагрузки на экономику была довольно значительной – около 30%. В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки. В настоящее время в республике создана систематизированная нормативно-методологическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговый обязательств. С 1 января 2004 г. вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларксь, которая составляет основу налоговой системы Беларуси[20, c. 30].
Налоговая система государства – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: теоретических категорий, принципов, оснований и законодательно установленных правовых средств, с помощью которых осуществляется перераспределительный процесс в государстве.
Она включает в себя такие основные элементы, как: налогообложение, система налогового законодательства, налоговые правоотношения, налоговые правонарушения [10, c. 34].
Философский смысл категории «налог» состоит в том, что он является потребностью каждого жертвовать частью своих богатств для обеспечения всеобщего благополучия. В работах основоположников экономической науки У. Пета, А. Смита, Д. Рикордо налоги рассматривались как добровольные подаяния на благо развития нации.
Налоги как экономическая категория выступают инструментом обеспечения государства и его образований финансовыми ресурсами для регулирования интересов всех субъектов общества.
Свойство налогов как правовой категории выражается через правовую форму установления конкретных видов налогов. Государство в законодательном порядке устанавливает правила изъятия налогов налогоплательщиков.
С помощью налогов государство в виде обязательных взносов юридических и физических лиц осуществляется изъятие части стоимости общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для общественных нужд. Таким образом формируется доходна часть бюджета[20, c. 12].
Экономическая аналитика:
Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного с ...
Принципы и особенности формирования финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляции и других форс-мажорных обстоятельств. Таким образом, финансовая стратегия должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Финансовая стратегия, главной задачей которой являетс ...
Практика исчисления и выплаты заработной платы на ФГУП «Почта России»
Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России» имеет разветвленную и территориально распределенную филиальную сеть. Сегодня ФГУП «Почта России» - это 84 филиала, более 42 тыс. объектов почтовой связи. Сразу следует отметить, что экономические меры ФГУП «Почта России» доказа ...