Полученные показатели представим наглядно на рис. 2.1.
Рис.2.1 Динамика прибыли ОАО «БМПЗ» в 2008-2010 гг.
Рентабельность продаж – показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. выручки от реализованной продукции. Таким образом, на 1000 руб. выручки от реализации чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организации составляла 74 руб. в 2009 г. и только 40 руб. в 2010 г. Снижение рентабельности продаж объясняется относительным увеличением издержек производства и обращения.
Экономическая рентабельность (рентабельность активов) – показывает эффективность использования всего имущества организации. 1000 руб. среднегодовых активов приносили предприятию 502 руб. чистой прибыли в 2009 г. и только 295 руб. в 2010 г.
Рентабельность активов в 2009 г. снизилась за счет снижения рентабельности продаж, несмотря на некоторое увеличение оборачиваемости активов.
Рентабельность собственного капитала – показывает эффективность использования собственного капитала организации. Рентабельность собственного капитала в 2010 г. снизилась за счет снижения рентабельности продаж и увеличения доли собственных средств в активах, несмотря на некоторое увеличение оборачиваемости активов. Также можно сказать, что рентабельность собственного капитала снизилась за счет снижения рентабельности активов в целом.
Так как в России пока отсутствует мировая практика определения нормальных значений показателей рентабельности, оценить рентабельность можно лишь в динамике. В 2010 г. динамика всех рассчитанных коэффициентов рентабельности для ОАО «БМПЗ» – отрицательная. Это негативное явление, так как снижается эффективность производственной деятельности организации, что по существу означает экономический спад. Если тенденция к снижению рентабельности сохранится в будущем, то не исключено, что деятельность организации станет убыточной.
Организации необходимо в первую очередь увеличить рентабельность продаж, что повлияет также на увеличение рентабельности активов и собственного капитала. Этого можно достичь путем увеличения удельной прибыли, приходящейся на единицу выпускаемой продукции.
Для оценки имущественного положения ОАО «БМПЗ» необходимо построить аналитический баланс путем уплотнения отдельных статей (таблица 2.2).
Из таблицы 2.2 видно, что имущество ОАО «БМПЗ» в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 447172 тыс. руб. (на 16,6 %) и составило 3133330 тыс. руб., в 2010 г. – на 779434 тыс. руб. (на 24,9 %) и составило 3912764 тыс. руб. За два этих года увеличение имущества составило 1226606 тыс. руб., или 45,7 %. Увеличение валюты баланса свидетельствует об активности производственной деятельности организации, то есть организация расширяет производственные мощности и покупает новое технологическое оборудование.
Увеличение активов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. происходило в основном за счет увеличения: запасов – на 240110 тыс. руб., или на 58,0 %, что составило 53,7 % от общего увеличения активов; дебиторской задолженности – на 72917 тыс. руб., или на 4,9 %, что составило 16,3 % от общего увеличения активов; краткосрочных финансовых вложений – на 50000 тыс. руб., или на 20 %, что составило 11,2 % от общего увеличения активов; денежных средств – на 72271 тыс. руб., или на 44,9 %, что составило 16,2 % от общего увеличения активов. В связи с ростом объемов продаж, растут и запасы сырья и материалов, а также размер дебиторской задолженности.
Экономическая аналитика:
Прибыль: сущность, функции, виды
Вопрос определения финансового результата организации – один из фундаментальных и сложных вопросов, стоящих перед бухгалтерским учетом. Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, её экономическому содержанию, привели к разграничению таки ...
Развитие налоговой системы РФ
Основополагающую роль в формировании благоприятной экономической атмосферы играют налоги, им отводится важное место среди экономических рычагов, посредством которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм ...
Как стать пайщиком. Продажа паев
Продажу и выкуп паев производит управляющая компания и/или агенты паевого фонда. Агентами могут быть только юридические лица - профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление брокерской деятельности. Выдача инвестиционных паев (внесение записи в реестр владельцев па ...