2. Чрезмерно высоко налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными.
3. Нестабильность законодательства.
Плачевные итоги такого отношения к малому бизнесу налицо - по числу зарегистрированных малых предприятий страна остается практически на уровне 1994 г.
До 1996 г. в России все предприятия - и большие, и малые - платили налоги одинаково, в соответствии с традиционной системой налогообложения. Правда, для малых предприятий был упрощен учет. Кроме того, им предоставлялись следующие льготы:
- льготный период уплаты налогов (например, НДС и налог на прибыль малыми предприятиями уплачивались ежеквартально);
- более низкое налоговое бремя на этапе становления бизнеса (например, освобождение от уплаты налога на прибыль впервые два года работы после регистрации предприятия);
- налоговые льготы по НДС по видам продукции, чаще всего выпускаемой малыми предпринимателями (продукты питания, товары для детей и т.п.);
- льготы, позволяющие уменьшить облагаемый доход. Так, к примеру, из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль исключались средства, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищное строительство, на НИОКР;
- льготы, направленные на освобождение от налогов по "отраслевому" признаку. При этом от налогов (в частности, от НДС) освобождались отрасли весьма популярные у малых предпринимателей (например, полиграфическая, 25% промышленного производства которой в 2000 г. обеспечивалось за счет малых предприятий);
- возможность осуществлять ускоренную амортизацию основных фондов и списывать в первый год работы до 50% стоимости основных фондов на себестоимость.
Во многом именно благодаря этому набору льгот в первой половине 1990-х годов малый бизнес России развивался довольно динамично. Хотя особых перспектив в рамках сложной для малых предприятий традиционной системы налогообложения у него, тем не менее, не было.
Несмотря на введение специальных налоговых режимов, отечественная налоговая система по-прежнему «душит» малые предприятия.
Сегодня необходимо снижать налоги и возвращать отмененные ранее льготы, прежде всего инвестиционную. Напомним, что в свое время именно этой преференцией пользовались многие промышленные предприятия для ухода от налогообложения. Теперь их руководители заявляют, что честь бизнес мундира для них дороже сомнительных сделок и пользоваться столь щедрым подарком они будут исключительно с целью обновления основных фондов.
Средний срок службы станков на отечественных предприятиях составляет двадцать один год, в то время как на Западе их меняют каждые 7–9 лет.
Также предлагается снять с плеч фирм часть налоговой нагрузки и переложить ее на плечи граждан. Во многих развитых странах физические лица отдают в госказну едва ли не больше денег, чем юридические, а вот в России налоговая система – это калека, стоящий на одной ноге. Страна, которая хочет быстро развиваться, должна брать меньше налогов с бизнеса. В этой связи, по мнению экономистов, налог на добавленную стоимость следует снизить до 10–12 процентов. Также считают, что пора снижать и единый социальный налог до 13 процентов. Только тогда сами люди будут вкладывать средства в свои пенсии, а у предприятий появится мощный стимул для дальнейшего роста. При этом, конечно же, бизнесмены должны поднять зарплаты сотрудникам.
ЕСН в его нынешнем виде не дает развиваться российским предприятиям, препятствует росту заработной платы, а стало быть, и привлечению квалифицированной рабочей силы. Поэтому, единый социальный налог надо снижать как минимум в два раза. Также снизить нагрузку на фирмы возможно, если сдвинуть границу пенсионного возраста для мужчин и женщин соответственно до 65 и 55 лет. Очевидно, что до президентских выборов 2008 года об этом не может идти речь, но в первый год деятельности нового главы государства это предложение должно быть широко обсуждено.
Кроме того, отмечается, что развитию малых, средних, да и крупных компаний препятствуют главным образом система налогового администрирования. Причем за свои неправомерные действия они не несут абсолютно никакой ответственности.
Экономическая аналитика:
Мониторинг и оценки качества управления
муниципальными финансами
Настоящий Порядок осуществления мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами в муниципальных образованиях сельских поселений Закаменского района (далее – Порядок) разработан в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Бурятия от 03.03.2011 года № 40 «О порядке ос ...
Методы начисления амортизации
Существует несколько различных способов начисления амортизации. Но при любом из них нормы амортизационных отчислений определяются в зависимости от срока полезного использования объектов основных средств. Под этим сроком понимается период, в течение которого использование объекта основных средств пр ...
Определение потребности в оборотных средствах
Оборотные средства по источнику образования и по режиму их использования делятся на собственные и заемные. Собственные средства постоянно находятся в распоряжении предприятия и формируются за счет уставного капитала и прибыли предприятия путем нормирования, для государственных предприятий – за счет ...