Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2014-2016 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2014 году 9 - 16%, в 2015 году - 12 - 14%, в 2016 году - 13 - 15%.
С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов - в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.
В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета в 2014 - 2016 годах. Планируется, что в среднесрочной перспективе финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2014 - 2016 годах. Однако учитывая сохранение относительно высокой доли нефтегазовых доходов в общем объеме государственных доходов и объективные пределы осуществления государственных заимствований в рассматриваемый период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках по сравнению с исходными условиями для формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей корректировке объемов монетарного финансирования дефицита федерального бюджета.
В рамках второго и третьего вариантов денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте - его рост.
Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2014 - 2016 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита расширенному правительству по всем вариантам прогноза в указанный период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России.
Таблица 3.1 Прогноз показателей денежной программы на 2014 - 2016 годы (млрд. рублей)
1.01.2014 (оценка) |
1.01.2015 |
1.01.2016 |
1.01.2017 | ||||||||
I вариант |
II вариант |
III вариант |
I вариант |
II вариант |
III вариант |
I вариант |
II вариант |
III вариант | |||
Денежная база (узкое определение) |
7099 |
7713 |
8058 |
8264 |
8672 |
9137 |
9452 |
9825 |
10440 |
10891 | |
- наличные деньги в обращении (вне Банка России) |
6840 |
7420 |
7752 |
7950 |
8330 |
8777 |
9079 |
9421 |
10012 |
10444 | |
- обязательные резервы** |
259 |
293 |
306 |
314 |
342 |
361 |
373 |
403 |
429 |
447 | |
Чистые международные резервы |
15090 |
14635 |
15882 |
17301 |
14073 |
16608 |
19534 |
13396 |
17429 |
21837 | |
- в млрд. долларов США |
495 |
480 |
521 |
568 |
462 |
545 |
641 |
440 |
572 |
717 | |
Чистые внутренние активы |
-7991 |
-6922 |
-7824 |
-9036 |
-5401 |
-7471 |
-10082 |
-3571 |
-6989 |
-10946 | |
Чистый кредит расширенному правительству |
-5529 |
-5202 |
-5698 |
-6589 |
-4801 |
-6159 |
-7864 |
-4290 |
-6706 |
-9283 | |
- чистый кредит федеральному правительству |
-4229 |
-4038 |
-4534 |
-5425 |
-3537 |
-4895 |
-6600 |
-2926 |
-5342 |
-7919 | |
- остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России |
-1300 |
-1164 |
-1164 |
-1164 |
-1264 |
-1264 |
-1264 |
-1364 |
-1364 |
-1364 | |
Чистый кредит банкам |
-90 |
679 |
250 |
116 |
1865 |
1092 |
565 |
3187 |
2072 |
1281 | |
- валовой кредит банкам |
950 |
1687 |
1302 |
1196 |
2876 |
2157 |
1667 |
4211 |
3160 |
2385 | |
- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности |
-1040 |
-1008 |
-1053 |
-1080 |
-1012 |
-1066 |
-1103 |
-1024 |
-1089 |
-1105 | |
Прочие чистые неклассифицированные активы |
-2372 |
-2399 |
-2376 |
-2563 |
-2465 |
-2404 |
-2783 |
-2468 |
-2354 |
-2944 | |
Экономическая аналитика:
Характеристика рисков инвестиционной деятельности
В условиях нестабильной, быстро меняющейся ситуации необходимо учитывать все возможные последствия от изменений конъюнктуры рынка, в том числе от действий конкурентов. Высокая степень риска приводит к необходимости поиска путей искусственного снижения возможных последствий от его воздействия на изм ...
Виды муниципальных ценных бумаг
МЦБ могут быть именными и предъявительскими, существовать в наличной и безналичной формах (пример последнего – ОКО). Они могут быть кратко-, средне- и долгосрочными. Пример последних – двухлетний жилищный заем Кабинета Министров Татарии. Обычно займы под инвестиционные программы более длительны, не ...
Сущность и виды финансовых методов и рычагов
Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовый метод отвечает на вопрос: «Как воздействовать?». Действие финансового метода проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых ...