Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации производственной продукции и т.д. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решение заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предположений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
Система бюджетирования является самым мощным системным инструментом финансового менеджмента из всех имеющихся в распоряжении руководства предприятия. Бюджетирование имеет свои особенности, главная из которых – распределенная работа над моделью. Главные для систем бюджетирования функции:
· дистрибуция и сбор данных;
· консолидация;
· контроль рассогласования.
Системы бюджетирования обычно используются для построения плана на срок не более 1-3 лет. Если горизонт планирования становится больше, начинают действовать другие законы – главной проблемой становится уже не интеграция прогнозов, а их построение. Для этих целей используется моделирование деятельности компании, а системы, его реализующие, делятся на три класса:
· системы инвестиционного анализа моделирующие производственную и финансовую деятельность компании;
· системы маркетингового анализа, определяющие положение компании на рынке и ее долгосрочные перспективы;
· системы финансового анализа, помогающие созданию финансовой модели предприятия.
Перед рассмотрением методов бюджетирования необходимо определить, что же такое основной бюджет. Основной бюджет
– это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.
Таким образом, основной бюджет является своего рода связующим звеном, объединяющим различные планы руководства, и в первую очередь маркетинговый и производственный планы.
С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета весь процесс может быть условно разбит на две части, каждая из которых является законченным этапом планирования:
1я часть
– подготовка операционного бюджета;
2ячасть –
подготовка финансового бюджета.
Операционный бюджет
состоит:
· бюджета продаж;
· бюджета производства;
· бюджета производственных запасов;
· бюджета прямых затрат на материалы;
· бюджета общепроизводительных накладных расходов;
· бюджета прямых затрат на оплату труда;
· бюджета коммерческих расходов;
· бюджета управленческих расходов;
· отчета о прибылях и убытках.
Финансовый бюджет
состоит:
· из инвестиционного бюджета;
· бюджета потока денежных средств;
· балансового бюджета.
Таким образом, операционный бюджет состоит из девяти самостоятельных бюджетов.
Все начинается с бюджета продаж.
Чтобы его подготовить, отделу маркетинга необходимо проделать большую работу с целью выяснения, какое изделие, по какой цене и в каком количестве можно будет продать в следующем году. Поэтому подготовка бюджета продаж всегда начинается с прогноза объема продаж.
Прогноз объема продаж
– это необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж. Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство предприятия считает, что прогнозный объем продаж является реальным и может быть достигнут.
Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микроэкономических и макроэкономических факторов.
К факторам, влияющим на прогноз объема продаж, относятся:
· объем продаж предшествующих периодов;
· производственные мощности;
· зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.;
· относительная прибыльность продукции;
· изучение рынка, рекламная компания:
· ценовая политика, качество продукции, конкуренция;
Экономическая аналитика:
Политика валютного регулирования в период валютного
кризиса
Кризис 2008-2009 г.г . стал очередным тяжелым испытанием в развитии российского валютного рынка. Повысился спрос на доллар, что значительно снизило положение рубля. Рис. 2.1. После очередного снижения курса рубля 5 декабря 2008 года относительно бивалютной корзины на 1 %, что связывалось с удешевле ...
Оптимизация и совершенствование налогового планирования на
исследуемом предприятии
Планирование налоговых обязательств на предприятии ОАО «Протон» осуществляется посредством воздействия на элементы налога: субъект налогообложения, налоговую базу, налоговые льготы, срок уплаты налога. (Рисунок 14). Рисунок 14 – Планирование отдельных элементов налога на добавленную стоимость При п ...
Денежная единица и денежная система
В Средние века на территории Германии существовало более 20 независимых государств, каждое из которых чеканило свои металлические монеты. В большинстве государств монеты чеканили и серебра и золота, денежные системы немецких государств основывались на биметаллизме. Монопольно золотые монеты – талер ...