Новый порядок учета в налоговых органах иностранных организаций

Эффективные финансы » Новый порядок учета в налоговых органах иностранных организаций

В апреле 2000 года Управлением международных налоговых отношений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам завершена длительная работа по разработке нового порядка учета в налоговых органах иностранных организаций, результатом которой стало утверждение приказом МНС России от 7.04.2000 г. N АП-3-06/124 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2000 г. N 2258).

Документ устанавливает порядок постановки на учет (порядок учета) в налоговых органах иностранных организаций (компаний, фирм, любых других организаций, включая полные товарищества и личные компании, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств), международных организаций, созданных на основе международного договора, обладающих международной правосубъектностью и имеющих статус юридического лица, располагающих в Российской Федерации своими постоянными органами или представительствами, а также дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств в Российской Федерации, изъявивших желание осуществить постановку на учет в налоговом органе в целях реализации налоговых льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными соглашениями.

Как известно, до выхода Положения нормы, устанавливающие требования по постановке на учет иностранных организаций, содержались в нескольких документах.

С момента вступления в силу приказа N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" утрачивают силу раздел 2 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (зарегистрирована Минюстом России 5 июля 1995 г. N 897) и раздел 2 инструкции Госналогслужбы России от 15.09.95 г. N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации" (зарегистрирована Минюстом России 24 октября 1995 г. N 965), т.е. утрачивают силу положения указанных инструкций, устанавливающие требования к учету в налоговых органах иностранных организаций. Прекращает применяться и действующее до настоящего времени Положение об особенностях учета в налоговых органах организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций (утв. Госналогслужбой России 20.09.96 г. N ВА-4-06/57н). Таким образом, Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное приказом N АП-3-06/124 (далее - Положение), становится в настоящее время единственным подзаконным нормативно-правовым актом, устанавливающим требования к учету в налоговых органах иностранных организаций.

Положение разработано на основе и в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), устанавливающей обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе и основные принципы учета налогоплательщиков в налоговых органах. В соответствии с п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким образом, НК РФ предписывает организации осуществить постановку на учет вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем такая организация являться налогоплательщиком или нет.

НК РФ установлено также, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. При этом организация, имеющая в своем составе несколько обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Таким образом, одним из основных принципов постановки на учет, определенных Кодексом, который лег в основу Положения, является учет организации по каждому месту ее деятельности и по месту нахождения каждого из объектов принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Кроме того, при разработке Положения учтены особенности учета иностранных организаций, определение которых отнесено НК РФ к компетенции МНС России, и применен дифференцированный подход к постановке на учет иностранных организаций в зависимости от степени вовлеченности иностранных организаций в предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, способов и характера осуществляемой ими в России деятельности. Этот принцип был заложен еще в ранее действовавшем Положении и перенесен в новое, равно как и многие другие нормы старого Положения, соответствующие духу и букве НК РФ, хотя и установленные задолго до его принятия.

Документ устанавливает технический механизм взаимодействия иностранных организаций с налоговыми органами, вытекающий как непосредственно из положений НК РФ, обязывающих организации встать на учет в налоговом органе (ст. 23, 83, 84 Кодекса), так и из положений НК РФ, обязывающих организации письменно предоставлять в налоговые органы определенную информацию (ст. 23 Кодекса).

В частности, в Положении учтены нормы НК РФ об обязанности налогоплательщика письменно информировать налоговый орган об открытии или закрытии счетов, обо всех обособленных подразделениях в Российской Федерации, об изменении своего места нахождения. В этом смысле Положение является универсальным документом, в котором собраны воедино все основания взаимодействия иностранных организаций с налоговыми органами, вытекающие из обязанностей организаций по постановке на учет и письменному представлению в налоговый орган определенных сведений, установленных Кодексом, и в отношении каждого основания прописан четкий механизм такого взаимодействия.

На первый взгляд может показаться, что документ по сравнению с ранее действовавшим Положением резко увеличивает нагрузку иностранной организации по заполнению и предоставлению в налоговый орган различного вида форм, однако не следует забывать, что Положение лишь унифицирует и подробно регламентирует способы информирования налоговых органов иностранными организациями в строгом соответствии с положениями Кодекса. Кроме того, аналогичные по сути и комплекту документы представлялись иностранными организациями и в соответствии с действующим ранее старым Положением.

В зависимости от факторов, о которых говорилось выше, объем требований к иностранной и международной организации при постановке на учет колеблется от максимальных при осуществлении деятельности на территории Российской Федерации до минимальных при учете иностранных и международных организаций, открывающих счета в уполномоченных банках Российской Федерации. В отдельных случаях учет в налоговых органах может осуществляться на основе всего лишь уведомлений.

Положение определяет исчерпывающий перечень документов, необходимых для постановки на учет иностранных и международных организаций и дипломатических представительств в установленных случаях, а также содержит специальную оговорку, направленную на защиту прав налогоплательщиков, запрещающую требование налоговыми органами для постановки на учет (и снятия с учета) предоставление дополнительных документов, не предусмотренных Положением, что обеспечивает единообразный порядок учета иностранных и международных организаций и дипломатических представительств во всех налоговых органах на основе единых требований и форм учета. Единообразными являются также и документы, направляемые налоговыми органами, - они оформляются по установленной форме на бланках установленного образца.

Документы, предусмотренные Положением, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

Официальные документы, требующиеся в соответствии с Положением для представления в налоговые органы, в том числе нотариальные акты, могут быть приняты без дипломатической или консульской легализации при условии, что на них проставлен апостиль. Официальными документами являются документы, исходящие из учреждений и организаций какого-либо государства, должностных лиц, подчиняющихся юрисдикции государства, административные документы и официальные пометки.

Другим важным моментом, также связанным со степенью и характером участия иностранных и международных организаций в деятельности в России, является разделение в Положении способов учета иностранных и международных организаций и ведение его в налоговых органах как с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), так и без такового в установленных случаях. При учете без присвоения ИНН иностранная и международная организация также сможет получить соответствующее свидетельство об учете в налоговых органах в тех случаях, когда это требуется законодательством Российской Федерации. При осуществлении учета ИНН присваивается иностранной и международной организации при наличии у нее одного или нескольких отделений, под которыми понимаются филиалы, представительства, другие обособленные подразделения иностранной организации, осуществляющих деятельность в Российской Федерации в течение более одного месяца. ИНН присваивается международной организации и дипломатическому представительству. В случаях наличия у иностранной и международной организации недвижимого имущества и транспортных средств, не связанных с деятельностью этих организаций через отделение (представительство), также присваивается ИНН.

Одновременно с присвоением идентификационного номера налогоплательщика иностранной и международной организации и дипломатическому представительству присваивается код причины постановки на учет (КПП), отражающий, собственно, основание для их учета в налоговом органе (например, в связи с наличием обособленного подразделения или в связи с наличием транспортного средства и т.д.).

В установленных случаях учет иностранных и международных организаций осуществляется на основе направляемых ими сообщений по установленной форме с применением КПП и без присвоения ИНН. Например, в тех случаях, когда на территории, подконтрольной одному налоговому органу, в котором ведется учет иностранных и международных организаций, иностранная организация осуществляет деятельность через несколько обособленных подразделений, такая организация будет иметь единый ИНН по всем этим подразделениям, но для каждого такого подразделения будет применен персональный КПП.

Что же, собственно, представляет собой этот новый код - КПП, ранее неизвестный иностранной организации?

Код причины постановки на учет (КПП) применяется в дополнение к ИНН в связи с основаниями и особенностями учета организаций, определенных ст. 83 НК РФ. Он формируется по аналогии с ИНН как девятизначный цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо: код налогового органа, который осуществил постановку на учет (учел) организации; код вида причины постановки на учет, порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине. В отношении российских организаций КПП применяется уже с 1999 г. в соответствии с действующим порядком присвоения ИНН и КПП, утвержденным приказом Госналогслужбы России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309.

Согласно письму МНС России от 11.04.2000 г. N ФС-6-09/272 "О порядке оформления налогоплательщиками платежных документов" в соответствующем поле платежного документа после ИНН необходимо проставлять КПП налогоплательщика. Таким образом, КПП становится неотъемлемой частью ИНН.

На практике в зависимости от конкретных условий в каждом регионе иностранные и международные организации и дипломатические представительства учитываются в налоговых органах разного уровня. Это может быть Управление МНС России по субъекту Российской Федерации, городская или районная инспекция. В соответствии с Положением Управление МНС России по субъекту Российской Федерации должно проинформировать, в налоговом органе какого уровня будет осуществляться учет иностранных и международных организаций и дипломатических представительств и соответственно работа, связанная с их налогообложением в установленных случаях. В случае возникновения у иностранной и международной организации и дипломатического представительства затруднений с определением места постановки на учет (учета), решение на основе представленных ею данных принимается соответствующим налоговым органом.

В случае, если иностранная организация осуществляет деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для определения места постановки на учет такой организации необходимо обратиться в налоговый орган субъекта Российской Федерации, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны Российской Федерации.

Положение включает несколько разделов, в которых установлена процедура постановки на учет (или учета) иностранных и международных организаций, соответственно в случаях открытия отделений в Российской Федерации, в случаях наличия недвижимого имущества или транспортных средств в Российской Федерации, в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации, в случаях получения иностранными организациями инвестиционных (или пассивных) доходов и наличия движимого имущества в Российской Федерации. Кроме того, документ устанавливает порядок учета изменений сведений об иностранных и международных организациях, устанавливает процедуру снятия с учета и содержит заключительные положения о случаях признания присвоенных организациям ИНН недействительными.

Устанавливается исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить иностранной и международной организации для постановки на учет, указывается срок, в течение которого необходимо представить эти документы, а также указываются обязанности налоговых органов. Разработаны специальные формы (для каждого основания постановки на учет отдельно), учитывающие индивидуальные особенности и различия в составе сведений, которые могут указать организации в зависимости от их статуса (иностранная или международная организация, дипломатическое представительство и т.д.). Например, заявление о постановке на учет в связи с наличием отделения в Российской Федерации имеет 3 вариации: специальная форма для иностранной организации - форма N 2001И, специальная форма для международной организации - форма N 2002М и специальная форма для дипломатического представительства - форма N 2003Д.

(Необходимо отметить, хотя читатель, безусловно, и сам это хорошо понимает, что порядок постановки на учет организации по месту ее нахождения (одно из главных оснований, определяемых НК РФ, для постановки на учет) применительно к иностранной организации не устанавливается и не рассматривается, поскольку иностранная организация находится на территории иностранного государства по определению.)

Рассмотрим более подробно порядок постановки на учет в зависимости от основания.

Экономическая аналитика:

Транспортная отрасль РФ: структура, особенности, значение
Транспортная система - отрасль экономики, в состав которой входят транспортная сеть всех видов транспорта, подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и система управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Транспорт - одна из важнейших со ...

Разработка прогнозов хозяйственно – финансовой деятельности и оптимизации финансового потенциала
Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации производственной продукции и т.д. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономическ ...

Национальная касса соцстрахования
(1) Национальная касса социального страхования через Государственное казначейство Министерства финансов управляет бюджетом государственного социального страхования, состоящим из фондов социального страхования, порядок образования и функционирования которых устанавливается законодательством. (2) Нац ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru