Все эти недостатки действительно имеют место и крайне негативно характеризуют сложившуюся в России систему бюджетного федерализма, но они являются результативными, производными от главного негативного фактора, заложенного в основу современной российской бюджетной политики, суть которого в том, что государственная финансовая политика в целом не ориентирована на задачи экономического развития территорий.
Такая позиция государства совершенно определенным образом проявляется в нерациональном распределении финансовых ресурсов по уровням бюджетной системы без учета анализа и прогноза состояния бюджетов регионов и их реальной функциональной нагрузки и задач развития экономического потенциала как регионов, так и страны в целом.
Между тем организация оптимального соотношения движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства составляет по существу основу механизма бюджетного регулирования в условиях федеративного государства. Его отличительной особенностью является ориентация на региональную политику государства, предполагающую реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет интересов всех участников бюджетного процесса.
Компромисс этих интересов может быть достигнут только при условии обеспечения экономического развития регионов. Ибо не следует забывать, что экономический потенциал государства формируется не на уровне центральной власти, а создается в регионах. Сегодня для России проблема самодостаточности экономического потенциала регионов становится главной.
Сбалансированная бюджетная политика региона – это основа новых финансовых взаимоотношений, нового социального контакта между центром и регионами, основанного на неукоснительном выполнении взаимных обязательств. Стратегической основой такой бюджетной политики является бюджетный федерализм. Сбалансированность бюджетов должна реализовываться через обеспечение реального равенства бюджетных прав, причем не только через использование механизмов бюджетного выравнивания, но и путем выравнивания фискального потенциала каждого региона.
К проблемам современного бюджетного устройства следует отнести и чрезвычайную бюджетную децентрализованность, что мешает формированию единого общероссийского рынка, осложняет проведение общенациональной денежно – кредитной (в том числе и эмиссионной) политики, подрывает политику ограничения бюджетного дефицита, устойчивость денежной системы. Сама жизнь настоятельно требует преобразования бюджетного устройства РФ. Принятый Налоговый кодекс упорядочивает вопросы формирования доходной базы бюджета.
Не менее важно и формирование рациональных внешних бюджетных отношений, т.е. отношений бюджета с конечными объектами государственного бюджетного регулирования – населением и предприятиями. Отсюда возникает необходимость рационализации бюджетных расходов, повышения их целевой направленности и оптимизации доходных поступлений. Эта проблема заключается в необходимости сбалансированности бюджета (управление бюджетным дефицитом и государственным долгом). Решение проблемы сбалансированности бюджета в значительной мере связано с бюджетной политикой.
Анализ экономики России за последние несколько лет подтверждает действенность и в российских условиях важнейших составляющих бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политики жесткого ограничения государственных расходов обеспечивает низкий уровень или полное отсутствие бюджетного дефицита, способствует поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок и увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы и, следовательно, повышению уровня народного благосостояния.
Экономическая аналитика:
Понятие и виды инвестиционных проектов
Все формы реального инвестирования проходят три основные стадии (фазы), составляющие в совокупности цикл этого инвестирования: Прединвестиционная стадия, в процессе которой разрабатываются варианты альтернативных инвестиционных решений, проводится их оценка и принимается к реализации конкретный их ...
Понятие, содержание и задачи анализа финансового состояния
Финансы предприятия – это система денежных отношений, складывающихся в процессе формирования, размещения и использования финансовых ресурсов. Финансовое состояние предприятия выражается в образовании, размещении и использовании финансовых ресурсов: денежных средств, поступающих за реализованную про ...
Международные стандарты финансового контроля
В международном сообществе одной из самых авторитетных организаций в области государственного финансового контроля является Международная организация высших органов финансового контроля – ИНТОСАИ. Создана она в 1953 году. Высшим органом ИНТОСАИ является Конгресс ИНТОСАИ, проводимый один раз в 3 год ...