Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. При малом бизнесе для управления финансами достаточна квалификация бухгалтера или экономиста, так как финансовые операции не выходят за рамки обычных безналичных расчётов, основой которых является денежный оборот. Совершенно иная картина с финансами большого бизнеса. В большом бизнесе действует закон перехода количества в качество. Большому бизнесу требуется большой поток капитала и соответственно большой поток потребителей продукции (работ, услуг). При среднем и большом бизнесе, объём и размах деятельности которого измеряются значительными суммами, преобладают финансовые операции, связанные с инвестициями, движением и преумножением капитала. Для управления финансами большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой в области финансового бизнеса - финансовые менеджеры (финансовые директора). Зная теорию финансов, основы менеджмента, финансовый менеджер приобретая опыт, вырабатывая у себя интуицию и чутьё рынка становится ключевой фигурой бизнеса. В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового развития. Идет коренная перестройка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования.
Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важна работа финансового менеджера
Разветвление и увеличение масштабности функций финансового менеджера происходили естественным путем вслед за развитием самой экономики. Так, до 20-х годов XX столетия на Западе функции финансового менеджера или директора как таковой не было вообще. Работали финансово-экономические отделы, занимающиеся всеми финансовыми делами. Разделение служб: бухгалтерской, экономической и финансовой началось только в 20-е годы. В это время активно стал развиваться фондовый рынок и основная задача финансистов заключалась в работе с ценными бумагами.
Кризис 30-х годов потребовал от финансистов новой квалификации: необходимы были люди, умеющие оценивать ликвидность, способность предприятий генерировать денежные потоки, и, конечно же, выявлять признаки банкротства компаний по набору индикаторов.
В 40-е годы востребованными стали функции планирования, бюджетирования и оценки денежных потоков. Поскольку Америка в этот период была на высоте (страна не участвовала в войне и зарабатывала огромные деньги на поставках товаров воюющим государствам), ей потребовались оценщики инвестиционной привлекательности предприятий, специалисты, способные прогнозировать будущий потенциал компании.
В 50-е годы возникли новые задачи, потребовавшие от финансистов новых способностей. Задачей номер один становится оптимальное использование ресурсов. Начинают развиваться экономико-математические методы управления активами предприятий, а особенно популярной становится концепция стоимости денег во времени.
Экономическая аналитика:
Доходы и расходы госбюджета
Доходы бюджета (1) Доходы бюджета формируются из налогов, сборов, грантов и других поступлений. (2) В состав доходов бюджета не включаются гос-ные займы и поступления средств от продажи и приватизации имущества публичной собственности. Расходы бюджета (1) Расходы бюджета определяются ассигнованиями ...
Пути совершенствования финансовых отношений предприятий
В условиях развитой рыночной экономики наибольшее значение имеют финансовые отношения предприятий, которые возникают как внутри предприятия, так и с бюджетными и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами, а так же с другими предприятиями и организациями. Основой фина ...
Нормативно-правовое регулирование НДФЛ
Нормативно-правовая база бухгалтерского и налогового учета налогообложения физических лиц состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями субъектами управления. Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые пр ...