Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти двумя путями, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Первый путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а второй - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. К последним, в частности, относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения.
Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
В отечественной практике в условиях рыночной экономики образованы следующие внебюджетные фонды:
1. Страховые взносы на социальное обеспечение: Пенсионный фонд; Фонд обязательного медицинскою страхования; Фонд социальною страхования РФ.
2. Специальные фонды: дорожные фонды; природоохранные фонды; фонды развития территории.
3. Общественные фонды: независимые пенсионные фонды; фонды поддержки науки, образования, медицины.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
- обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, республиканских и местных.
Функционирование предприятия какой-либо формы организации и формы собственности начинается с формирования уставного фонда.
Размер уставного фонда предприятия в какой-то мере определяет масштабы его производственно-хозяйственной деятельности. Однако не существует прямой связи между размерами уставных фондов предприятий различных отраслей народного хозяйства и их объемом производства продукции (товаров, работ и услуг).
Последнее определяется и такими факторами, как спрос, предложение, цены, величина привлеченных банковских кредитов и других финансовых ресурсов.
Начальный размер уставного фонда фиксируется в Уставе предприятия и других учредительных документах. Источниками формирования уставного фонда в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования могут быть:
1. Акционерный капитал.
2. Паевые (долевые) взносы учредителей (участников).
3. Частный капитал предпринимателя.
4. Отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур).
5. Долгосрочный кредит.
6. Бюджетные средства.
Размер уставного фонда характеризует первоначальную сумму собственного капитала, необходимую для создания предприятия и начала его хозяйственной деятельности. Для предприятий отдельных сфер деятельности и организационно-правовых форм минимальный размер уставного фонда регулируется законодательством.
В процессе хозяйственной деятельности величина уставного фонда может изменяться.
Источниками дополнительных денежных средств предприятия, необходимых для увеличения объема производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) могут выступать:
1) средства, полученные от дополнительного выпуска акций, облигаций, других ценных бумаг;
2) средства, полученные от увеличения сумм взносов участников (учредителей) предприятия в уставный фонд;
3) средства других предприятий, перераспределенные в пределах отраслевых финансовых ресурсов;
4) кредитные средства, привлеченные на краткосрочной и долгосрочной основе;
5) средства, выделенные из государственного бюджета .
Независимо от типа предприятия и формы собственности уставный фонд может увеличиваться:
1) на величину дополнительных взносов в уставный фонд участников и учредителей предприятия в любой форме, разрешенной законодательством;
2) на величину части полученной прибыли, направленной на прирост собственных финансовых ресурсов;
3) за счет ввода в действие объектов, строительство которых инвестировалось из собственных средств;
4) за счет дооценки основных и оборотных средств предприятия в результате проведения индексации, регламентированной законодательными и нормативными актами.
Экономическая аналитика:
Сводный сметный расчет
Сводные сметные расчеты стоимости строительства (ремонта) предприятий, зданий и сооружений составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат. Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей, ...
Осуществление операций с денежной наличностью в банках РМ
Ответственность за денежную наличность находящиеся в оборотной кассе и хранилище несут в обязательном порядке три материально - ответственных лица, назначенные приказом, руководителем банка. 2.11 Деятельность операционных касс и комнат для пересчета, сортировки и упаковки денежной наличности в банк ...
Факторы, обуславливающие развитие финансовой
системы и научные представления о ней
Показатели развития и качества финансовой системы в России весьма противоречивы. С одной стороны: многие объективные характеристики посреднического сектора быстро улучшаются; опережающими темпами растет кредитование экономики банковским сектором (Табл. 1.1);[24] Таблица 1.1 Кредиты нефинансовым пре ...