социальный финансирование обеспечение бюджетный
В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения.
В Российской Федерации в настоящее время действуют государственные, муниципальные и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан.
За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.
Всего на образовательные цели из консолидированного бюджета Российской Федерации в 2004 г. было направлено 593 млрд руб., или 13% общих расходов. Из них на федеральный бюджет приходится лишь 20%, а на территориальные бюджеты – 80%, в том числе на региональные бюджеты – 21% и на местные – 59% всех общегосударственных расходов на образование.
Расходы на образование и подготовку кадров являются самым крупным разделом расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФпревышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах – более 30%. В расходах региональных бюджетах она составляет примерно 7%.
Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля – примерно 62% – направляется на содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте – дошкольные учреждения – 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используется на капитальные вложения.
Финансовое обеспечение образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов. В основе этих нормативов лежат следующие параметры, заложенные в Законе РФ «Об образовании»: финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. человек населения Российской Федерации; для этого ежегодное выделение финансовых ресурсов должно составлять не менее 10% величины национального дохода; на финансирование вузов должно выделяться не менее 3% расходов федерального бюджета. Однако в настоящее время эти нормативы не выдерживаются, так как финансирование образования зависит от величины бюджетных доходов. В результате недофинансирование образовательных учреждений превышает 50% к общегосударственным нормам.
Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет в снижению качества обучения подрастающего поколения, а в итоге – к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе.
В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования. В связи с этим был разработан национальный проект
«Образование».
Его основные направления:
• стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы. В рамках этого направления в 2006 г. на конкурсной основе не менее 10 вузов получили гранты в размере от 200 до 500 млн. руб. и 3 тыс. школ получили дополнительное финансирование в размере 1 млн. руб. каждая;
Экономическая аналитика:
Методика исчисления и уплаты НДС
НДС в России является основным федеральным налогом и регулируется главой 21 части 2 Налогового Кодекса РФ от 19 июля 2000г. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных и ...
Строение финансового механизма
Финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом. Финансовый механизм – совокупность организационных форм финансовых отношений, порядок формирования и использования, централизованных и децент ...
Принципы бюджетной системы
Характер бюджетного устройства зависит не только от социально – экономического устройства общества, но и от национально–государствен – ного устройства страны. Поэтому бюджетное устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определенный тип бюдже ...