Способ начисления амортизации нематериальных активов выбирается в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа и Министерства архитектуры и строительства от 23 ноября 2001 г. №187/110/96/18.
Начисление амортизации производится независимо от финансовых результатов деятельности организации и относится к тому отчетному периоду, в котором она начислена.
Инвентаризацию нематериальных активов проводят в соответствии с Законом Республики Беларусь от 25 июня 2001 г. № 42-3 “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О бухгалтерском учете и отчетности” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 63, 2/785), Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь от 5 декабря 1995 г. № 54 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1996 г., № 3) (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
Выбытие нематериальных активов осуществляется в результате их реализации, списания, безвозмездной передачи, финансовых вложений и другое.
Кроме того, к нормативно-правовым актам, определяющим порядок и процедуру осуществления учёта и контроля основных средств, можно отнести:
1. “О бухгалтерском учете и отчетности” - Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 г. в редакции Закона от 25.06.2001г.
Данный закон определяет понятие бухгалтерского учета, его субъекты и объекты, методику бухгалтерского учета, и, в частности, обеспечение соблюдения в течение года единой учетной политики. Закон определяет цель государственного регулирования учета и компетенцию в связи с этим государственных органов, а также самостоятельные полномочия предприятия в плане организации бухгалтерского учета.
2. "Типовой план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий", инструкция по его применению и типовая схема корреспонденции синтетических счетов, принятые постановление Министерства финансов от 30.05.2003 г. №216, введенные в действие в Республики Беларусь с 1.01.2006 г.
В данных документах приводится перечень счетов синтетического учета, определяется порядок их ведения и отражаемые по дебету и кредиту каждого счета хозяйственные операции, даны примеры проводок по синтетическим счетам.
3. “Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете”, принятое постановлением Министерства финансов СССР 29.07.1983 г. №83.
Данным документом устанавливается порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов субъектами хозяйствования (без сельскохозяйственных предприятий). Регламентирован порядок создания и оформления первичных документов, учетных регистров, исправления ошибок в них, порядок организации документооборота, хранения документов. Прилагается перечень типовых форм первичной учетной документации. В частности, к рассматриваемой теме относятся формы: Т–53 “Платежная ведомость”, Т–54 “Лицевой счет”, ОС–1 “Акт приемки – передачи основных средств”; М–2 “Доверенность”; М–4 “Приходной ордер”, КО–1 “Приходной кассовый ордер”, КО–2 “Расходный кассовый ордер”, КО–4 “Кассовая книга” и др.
4. 4.“Инструкция по применению единой журнально-ордерной формы учета счетоводства”, принятая постановлением Министерства финансов СССР от 08.03.1960 г. №71.
Документ регламентирует ведение на основе единого плана счетов первичного, аналитического и синтетического учета в реестрах журнально-ордерной формы, а также ведение записей по систематической и хронологической форме.
Экономическая аналитика:
Необходимость отражения отложенного налога МСФО
Цель настоящего стандарта состоит в определении порядка учета налогов на прибыль. Главный вопрос в учете налогов на прибыль состоит в том, как учитывать текущие и будущие налоговые последствия: a) будущего возмещения (погашения) балансовой стоимости активов (обязательств), которые признаются в бала ...
Виды электронных денег
Электронные деньги обычно разделяют на два типа: на базе смарт-карт (англ. card-based) и на базе сетей (англ. network-based). И первая, и вторая группа подразделяются на анонимные (неперсонифицированные) системы, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя и не анонимные ...
Структура и функции Федеральной налоговой службы
В систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (п. 1 ст. 30 НК РФ). Положение уточняет, что ФНС России как раз и является этим федеральным органом исполнительной власти, уполно ...