Еще одна серьезная опасность для российской экономики, как правило связываемая с углублением интеграции России в мировой валютный рынок, возможность дестабилизации экономики России вследствие действий крупных международных спекулянтов.
Дестабилизация курса рубля, в свою очередь, неизбежно приведет к дисбалансу во всех остальных секторах и сегментах российской экономики.
Прогнозировать, каким будет развитие валютного рынка в России в ближайшем будущем, и как поведет себя курс валюты сейчас дело неблагодарное. Да, это важная составляющая экономики, но все же на пороге очередной волны кризиса не это должно волновать инвесторов.
С уверенностью можно сказать только одно: с учетом все возрастающей интеграции экономики России в мировую российский валютный рынок и в 2012 году будет оставаться под влиянием не только национальных, но и внешних факторов.
Оптимальная концепция интеграции, по мнению экспертов, заключается в следующем: развивается постсоветская интеграция – Россия, Белоруссия, Казахстан. К «тройке» добавятся Киргизия и Таджикистан, «когда они будут к этому готовы». Следующим шагом объединения должно стать создание общего экономического пространства с ЕС, потому что «альтернативы нет». К этому добавится Евразийский экономический союз - интеграционное объединение, которое «поглотит» другие страны СНГ. На базе этих кирпичиков будет развиваться АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).
Говоря о тенденции «глобализирующегося регионализма», можно отметить, что при огромном количестве пересекающихся соглашений, торговых блоков, в этом клубке вырисовывается 2 ядра – США и Евросоюз. При этом до сих пор неясно, в какую сторону качнется пока инертный блок БРИКС. Вероятно, в работе АТЭС усилится евразийский интеграционный контекст, а панъевразийская повестка России в этом сотрудничестве выглядит следующим образом: Россия выступает как связующее звено АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона) и Европы, появляется возможность заручиться поддержкой Китая, усилить позиции в диалоге с ЕС.
Хронология интеграции, по мнению экспертов, должна выглядеть следующим образом: 2011 год – завершение создания ТС (Таможенного союза), 2012 год – начало функционирования ЕЭП (Единого экономического пространства), 2012-2014 - кодификация законодательства ТС-ЕЭП, договор о Евразийском экономическом союзе, создание ОЭП (Общего экономического пространства) ТС-ЕЭП–СНГ. И в 2015-2020 гг. – завершение формирования ЕЭП – единого внутреннего рынка, выход на решение практических задач создания экономического и валютного союза.
Статья премьер-министра России Владимира Путина «Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса – к новой повестке партнерства» была опубликована в середине ноября.
Программа, состоит из пяти пунктов. Во-первых, «создание гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока» с перспективой общей зоны свободной торговли. Во-вторых, «общая промышленная политика, основанная на сложении технологических и ресурсных потенциалов России и ЕС» - модернизация российской экономики и «поощрение новой волны индустриализации» в Европе. В-третьих, создание «единого энергокомплекса Европы» с отказом от практики «непродуманных» реформ энергорынка в ЕС. Четвертое - сотрудничество в области науки и образования. Наконец, пятое - отмена виз между Россией и ЕС, которая должна стать «не завершением, а началом процесса реальной интеграции»
Канцлер Германии Ангела Меркель в своем выступлении на конференции поддержала инициативу российского премьера в идее создания зоны свободной торговли между ЕС и Россией, но отметила при этом некоторые спорные аспекты. В частности, по ее мнению, проводимая Россией политика не соответствует целям, которые ставятся в публикации, пишет. «Шагом в другую сторону» она считает создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, которое якобы поставило в тупик всех партнеров Москвы по переговорам о вступлении в ВТО. «Это не облегчает нам решение вопроса о создании зоны свободной торговли между Россией и ЕС, поскольку вопрос о членстве в ВТО Белоруссии или Казахстана решен еще в меньшей степени, чем с Россией», - заметила Меркель.
Экономическая аналитика:
Особенности современной фискальной политики в РФ
В условиях перехода к рыночной экономике пришлось практически заново создавать налоговую систему, соответствующую данному сложному периоду. По форме российская налоговая система приближена к западной, но, фактически, в отличие от довольно эффективной последней, она ставит отечественного товаропроиз ...
Проблемы расчетно-кассового обслуживания клиентов органами казначейства
Становление казначейской системы происходит уже в течение длительного периода времени. Этот процесс сопровождается рядом трудностей. Он затрагивает интересы многих государственных структур и имеет не только сторонников, но и противников. Роль органов казначейства в бюджетном процессе довольно значи ...
Экономическая сущность и содержание бюджета
Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют прово ...