В данной работе для расчета налоговой нагрузки используем методики Литвиной, Кировой, Министерства финансов России.
Общепринятой методикой определения налогового бремени в организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки – это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:
, (13)
Где: НН – налоговая нагрузка на предприятие;
НС– общая сумма всех уплаченных налогов;
В – выручка от реализации продукции (работ, услуг);
ВД – внереализационные доходы.
Рассчитаем налоговую нагрузку на предприятие, исходя из полученных данных, по первому методу. Данные представлены в таблице 12.
Таблица12 – Расчет налоговой нагрузки по методике Минфина России в 2011 - 2012 году (методика Минфин России)
Показатель |
2011 год |
2012 год |
Отклонение |
Темп роста,% |
Всего уплачено налогов |
27301 |
29457 |
2156 |
107,89 |
Выручка |
473 117 |
641 344 |
99122 |
126,5 |
Внереализационные доходы |
20009 |
42744 |
22735 |
213,62 |
НН2011 = (27301 / (473 117+20009))*100% = 5,53%
НН2012 = (29457 / (641 344+42744))*100% = 4,3%
В 2012 году на ОАО «Протон» показатель налоговой нагрузки снизился по отношению к 2011 году на 1,23%, что свидетельствует о хорошей тенденции для оптимизации налогообложения. Фактором снижения налогового бремени послужило значительное увеличение размера внереализационных доходов на исследуемом предприятии ОАО «Протон» на 113,6%.
Следующая методика разработана доктором экономических наук Е.А. Кировой, которая считает, что некорректно применять такой показатель, как выручка от реализации в качестве базы для исчисления налоговой нагрузки на экономический субъект.
Е.А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой: – сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Другими словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;
в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;
сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;
сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.
В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:
АНН = НП + ВП + НД, (14)
Где: АНН – абсолютная налоговая нагрузка;
НП – налоговые платежи, уплаченные организацией;
ВП – уплаченные платежи во внебюджетные фонды;
НД – недоимка по платежам.
Рассчитаем абсолютную налоговую нагрузку по предоставленным данным.
АНН2011=14426+8165+0=22591
АНН2012=16275+8231+0=24506
Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.
Экономическая аналитика:
Анализ капитала, вложенного в имущество
Внутренний анализ структуры источников имущества связан с оценкой альтернативных вариантов финансирования деятельности предприятия. При этом основными критериями выбора являются условия привлечения заемных средств, их "цена", степень риска, возможные направления использования и т. д. В об ...
Учет иностранных и международных организаций в связи с открытием ими счетов
в банках на территории Российской Федерации
Несмотря на то обстоятельство, что НК РФ не определяет факт открытия организациями счетов в банках в качестве основания для постановки на учет, необходимость установить порядок учета в связи с открытием иностранными организациями счетов в банках на территории Российской Федерации тем не менее сущес ...
Роль государственного бюджета как финансовой базы
социально-экономического развития общества
Роль государственного бюджета прежде всего состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности: государственное и му ...