Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.
Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов (Рисунок 1) [12].
В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших.
Рисунок 1 – Факторы введения НДС в РФ
В настоящее время налог на добавленную стоимость в России является основным косвенным налогом, а также важнейшим источником формирования доходной части бюджета. Доля налога на добавленную стоимость в доходе консолидированного и в особенности федерального бюджета остается стабильно высокой.
Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
НДС стал основным источником доходов казны большинства развивающихся экономик Европы и вышел далеко за ее пределы: налог действует в Китае, Таиланде, в Бангладеш, на Филиппинах, всего более чем в 120 странах мира. Считается научно доказанным, что переход на этот налог способствовал экономическому развитию в Европе, Азии и других регионах [15].
История становления и развития на добавленную стоимость за рубежом представлена в таблице 2.
Таблица 2 – История становления и развития НДС за рубежом
Этапы |
Страна |
Особенности | |
1 |
2 |
3 | |
1918 год |
Германия |
Идею НДС впервые в мире высказал известный доктор Вильгельм фон Сименс, который предложил заменить этим налогом действовавший тогда в Германии налог с оборота | |
– 1937 год – 1948 год – 1954 год |
Франция |
В основе лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. – от налога с оборота к единому налогу на производство – системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. – введение в налоговую практику вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость. | |
1957 год |
Рим |
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества | |
1967 год |
Дания |
Начало функционирования НДС | |
01.01.1968 год |
Франция |
Введен НДС в том виде, который он имеет сегодня | |
70 – е годы |
Европа |
Распространение НДС стало общеевропейским | |
1977 год |
ЕС |
Шестая директива Совета ЕЭС окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС | |
1991 год |
ЕС |
Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны десятой директивой | |
1996 год |
Европейское сообщество |
Комиссия представила на обсуждение Программу перехода к окончательной системе НДС. | |
2000 год |
Европейское сообщество |
Комиссия утвердила Стратегию улучшения применения системы НДС в контексте внутреннего рынка, где констатируется, что выполнение программы 1996 года не привело к большим результатам. | |
2000 год |
США, (ЕС) |
В соответствии с Решением Совета 2000/597/ЕС Евратом, о системе собственных ресурсов Европейских Сообществ, бюджет Европейских Сообществ финансируется, без ограничения других видов источников, полностью из собственных ресурсов Сообществ. | |
2010 год |
Европейский союз |
Установление нового правила определения места реализации услуг | |
2012 год |
Ирландия, Норвегия, Венгрия |
Верхняя планка НДС составляет 27% | |
Экономическая аналитика:
Определение риска
Прежде всего определим исходное, базисное понятие “риск”, имея в виду, что это угроза, опасность возникновения ущерба в самом широком смысле слова. Под хозяйственным (предпринимательским) будем понимать риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, ус ...
Предпосылки реорганизации Федеральной налоговой
службы
Необходимость реформирования налоговых органов страны назрела давно; стало ясно, что ранее существовавшая система налоговой службы требованиям сегодняшнего дня не соответствует. В прежней системе серьезные проблемы возникали не только от того, что в каждой налоговой инспекции существовали различные ...
Особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН и с УСН на иные
режимы налогообложения
1. Организации, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения при исчислении налога на прибыль организаций использовали метод начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила: 1) на дату перехода, на упрощенную систему налогообложения в налогову ...