Одним из критериев степени развитости денежного обращения страны является наличие или отсутствие в обращении заменителей денег, денежных суррогатов. Денежные суррогаты — это заменители официальных форм денег, вводимые в обращение хозяйствующими субъектами произвольно с целью осуществления платежей. Общим для денежных суррогатов является то, что они выполняют функцию средства платежа, но не служат средством сбережения и не определяют пропорцию обмена товаров (т. е. не выполняют функцию счетной единицы).
Отнесение того или иного платежного средства к денежному суррогату часто продиктовано чисто юридическим основанием. В действительности существует важный экономический критерий такого подразделения. Денежные суррогаты в отличие от денег не обладают абсолютной ликвидностью, поскольку имеют ограниченное обращение. Таким образом, денежные суррогаты обладают невысокой ликвидностью. Кроме того, денежные суррогаты не могут обеспечить сохранение покупательной способности, поскольку во вторичном обращении принимаются с дисконтом, т. е. по цене ниже номинала.
Многие экономисты считают, что основная причина появления денежных суррогатов в обращении состоит в нехватке официальных денежных знаков, приводящей к кризису платежей. Однако существование денежных суррогатов может быть связано и с другими причинами, например с появлением новых, еще законодательно не признанных форм денег, таких, как банкноты в середине XIX в. и электронные деньги в конце XX в. Подобные денежные знаки будут денежными суррогатами в юридической интерпретации, однако они будут выполнять основные денежные функции в хозяйственном обороте и фактически будут «новыми» деньгами.Если анализировать основную причину появления денежных суррогатов — нехватку официальных денежных знаков, то она, как правило, является следствием проведения чрезмерно жесткой денежно-кредитной политики, направленной на устранение негативных инфляционных ожиданий. Основным показателем, характеризующим степень насыщенности экономики деньгами, выступает коэффициент монетизации — процентное соотношение показателя денежной массы и ВВП. По различным оценкам коэффициент монетизации в 1990е гг. в России составлял от 12 до 20%, в то время как в развитых странах это соотношение составляет 60—70% и более. Важной причиной внедрения денежных суррогатов в обращение являлся разрыв хозяйственных связей.
В условиях, когда в 1990-е гг. в России наличная денежная масса была искусственно занижена, но при этом составляла более 35% от общего объема денежных средств в обращении, безналичные средства платежа, выраженные в рублях, использовались крайне слабо, а электронные деньги не использовались вообще, произошел возврат к многовалютной системе, существовавшей в дорыночной централизованной экономике. Место многих типов рублей заняли многие типы денежных суррогатов, что привело к нарушению одного из фундаментальных принципов МВФ — «одна страна — одна валюта».
К суррогатной денежной эмиссии в 1994—2001 гг. относились те финансовые и бюджетные инструменты, которые удовлетворяли следующим условиям: неденежная форма; наличие функции платежного средства и/или средства обмена; отсутствие мгновенной ликвидности; определенная принудительность приема экономическими субъектами; высокие дисконты при вторичном обращении.
Экономическая аналитика:
Организация казначейского исполнения местного бюджета
Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 был решен вопрос о казначейском исполнении федерального бюджета. С этого момента началось возрождение казначейства в России. Вышеуказанный Указ Президента Российской Федерации определил основную задачу для Федерального казначейства ...
Виды налогов, пошлин, сборов
(1) Налогом (пошлиной) признается обязательный платеж, имеющий безвозмездный характер и не связанный с совершением уполномоченным органом или его должностным лицом определенных и конкретных действий в пользу или в отношении уплатившего его налогоплательщика. (2) Сбором признается обязательный плате ...
Характеристика состава и структуры расходов
федерального бюджета
При анализе расходов федерального бюджета можно сделать вывод, что использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость. ...