В Российской Федерации формально используются все три основные формы распределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, однако роль этих трёх форм отнюдь не одинакова. Однозначно доминирует разделение федеральных налогов между бюджетами всех уровней. Второй по значимости формой является совместное использование доходной базы, а роль раздельного использования источников крайне незначительна (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Модель взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области налоговых полномочий по основным видам налогов
Вид налоговых платежей |
Статус налога по законодательству |
В какой бюджет поступает |
Модель взаимодействия |
Используемый механизм |
Налог на прибыль |
Федеральный |
Федеральный, субъектов Федерации, местный |
Совместное использование налоговой базы |
Установление двух видов ставок |
Налог на доходы физических лиц |
Федеральный |
Субъектов Федерации, местный |
Распределение налоговых доходов |
Установление норматива зачисления в бюджет |
НДС |
Федеральный |
Федеральный |
Распределение налоговых доходов |
Установление норматива зачисления в бюджет |
Акцизы |
Федеральный |
Федеральный, субъектов Федерации, местный |
Распределение налоговых доходов |
Установление вида товара, акцизы на которые зачисляются в соответствующие бюджеты |
Налог на имущество предприятий |
Субъектов Федерации |
Субъектов Федерации, местные бюджеты |
Разделение налоговых баз (между Федерацией и её субъектами) |
Разделение налоговых доходов (между субъектами Федерации и местными бюджетами) |
Таможенные пошлины |
Федеральный |
Федеральный |
Разделение налоговых баз |
Таким образом, налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Величина налогового бремени зависит от того, насколько велико количество функций, осуществляемых государством: оборона, охрана общественного порядка, здоровье и благополучие граждан и др. Каждый налогоплательщик должен понимать, что он в первую очередь платит за свое благополучие и благополучие своих близких, а уклонение от уплаты налогов - это воровство и у государства, и у самих себя. Налоги формируют большую часть доходов бюджетов, поэтому важно проанализировать влияние как целиком всех налогов и сборов, так и отдельных их видов на бюджеты различных уровней.
Экономическая аналитика:
Практическое применение методики оценки финансового состояния
ООО «Тополь» - торгово-производственная фирма, которая существует на рынке 7 лет. Для проведения анализа финансового состояния фирмы необходимы следующие финансовые документы: бухгалтерская отчетность (форма №1,№2); приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5); По методике анализа финансового сос ...
Нормативное и информационное обеспечение контроля правильности взимания
налогов, сборов и других обязательных платежей
В процессе осуществления контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей, ревизору необходимо в полном объеме изучить нормативное и информационное обеспечение по данному вопросу. Теперь остановимся на каждом из видов обеспечений более подробно. В таблице 2.1 представле ...
Анализ ликвидности баланса
Анализ ликвидности баланса позволяет сделать выводы о способности предприятия погашать свои обязательства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. При анализе ликвидности баланса производится сравнение средств актива баланса, которые могут быть использованы для погашения обязатель ...