–
выявленные возможности количественного и качественного роста основных показателей деятельности организации, выражающиеся в неиспользованных, частично использованных или нерационально использованных производственных ресурсах (материального, финансового, организационного, информационного и подобного им характера). Резервы роста прибыли
– это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции представлены на рисунке 4.
При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле:
, (12)
где Р↑Vpni – резерв роста объема реализации;
П’i1 – фактическая прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
Сопоставление возможного объема реализации, установленного в результате анализа отчетности и производственных возможностей организации, позволяет определить резерв увеличения объема производства и реализации продукции ООО «Клапис» в 30 % от фактического объема реализации 2006 года.
Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО «Клапис» по формуле (12):
4) Р↑Vpni = 51000 * 0,3 =15 300 м2;
5) П’i1 = 1124 – 1061 = 63 рубля или 0,063 тыс. руб.;
6) Р↑Пvрп = 15300 * 0,063 = 963,9 тыс. руб.
Подсчет резерва роста прибыли за счет снижения себестоимости продукции (Р↑Пс) осуществляется следующим образом: выявленный резерв снижения себестоимости продукции (Р↓С) умножается на возможный объем её продаж с учетом резервов его роста:
(13)
Согласно анализу отчетности резерв снижения себестоимости составляет 17 рублей на единицу продукции. Тогда резерв роста прибыли за счет снижения себестоимости ООО «Клапис» по формуле (13) составляет:
Р↑Пс = 0,017 * (51000 + 15300) = 1127,1 тыс. руб.
Обобщенный резерв увеличения суммы прибыли (Р↑П) составляет:
Р↑П = Р↑Пvрп + Р↑Пс = 963,9 + 1127,1 = 2181 тыс. руб.
Таким образом, если бы организация использовала свои резервы роста прибыли за счет увеличения объемов реализации и снижения себестоимости, то прибыль от реализации продукции составила 5 392 тыс. руб. (3211 + 2181) вместо 3 211 тыс. руб
Далее можем рассчитать резерв повышения уровня рентабельности продукции (Р↑
R
)
, который зависит от увеличения суммы прибыли от реализации продукции и снижения её себестоимости. Для подсчета резерва может быть использована следующая формула:
, (14)
где Rв – возможный уровень рентабельности;
R1 – фактический уровень рентабельности;
П1 – фактическая сумма прибыли отчетного периода;
Vрпв – возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Сiв – возможный уровень себестоимости продукции с учетом выявленных резервов снижения;
З1 – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
Находим резерв повышения уровня рентабельности ООО «Клапис» по формуле (14):
Р↑R = 5392 : (1,044 * 66300) * 100 – 5,93 = 7,79 – 5,93 = + 1,86 %.
При использовании выявленных резервов рентабельность продукции может вырасти до 7,79 %.
Увеличение объемов производства и реализации продукции происходит за счет более полного использования производственных мощностей, расширения клиентуры.
В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.
Экономическая аналитика:
Исследование эффективности использования основного капитала
Республиканское унитарное предприятие "Гомельторгмаш" основано в 1969 году. Предметом бизнеса РУП «Гомельторгмаш» является производство и реализация оборудования для объектов общественного питания, розничной торговли, а также товаров народного потребления. Ассортимент продукции предприяти ...
Показатели рентабельности предприятия
Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, а так же доходность различных направлений деятельности и выгодность производства отдельных видов продукции ...
Оценка деловой активности
Деловая активность предприятия характеризуется комплексом показателей, которые оценивают результаты и эффективность основной производственной деятельности предприятия. Группы показателей, по которым в курсовой работе проводится оценка деловой активности, и формулы для их расчета приведены в таблице ...