Данные таблицы 7 свидетельствуют о том, что в структуре выручки происходит увеличение доли производственной себестоимости в 2005 и 2006 годах по сравнению с 2004 годом. Полная себестоимость также увеличивается. И если в 2005 году это изменение происходит за счет увеличения коммерческих расходов, то в 2006 году добавляются управленческие расходы. Все это ведет к уменьшению доли прибыли от продаж. Далее перейдем к факторному анализу прибыли от продаж. Структурно-логическая модель факторного анализа представлена на рисунке 3.
Прибыль от реализации продукции в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (Vрп); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi). Эта зависимость выражается формулой:
П = ∑ [Vрпобщ * Удi (Цi – Ci)] (13)
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли выполним способом цепной подстановки. Суть данного способа состоит в том, что для измерения влияния одного из факторов его базовое значение заменяется на фактическое, при этом остаются неизменными значения всех других факторов. последующее сопоставление результативных показателей до и после замены анализируемого фактора дает возможность рассчитать его влияние на изменение результативного показателя.
Оценим влияние факторов на уменьшение прибыли в 2005 году по сравнению с 2004. Для начала заполним вспомогательную таблицу (см. Таблицу 8).
Таблица 8 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в 2005 г., тыс.руб.
Показатель |
2004 г. (0) |
Данные 2004 г., пересчитанные на объем продаж 2005 г. (усл) |
2005 г. (1) |
Выручка (нетто) (В) |
48 357 |
∑(Vрп1*Ц0) = = 38 384 |
38 517 |
Полная себестоимость (З) |
45 306 |
∑(Vрп1*С0) = = 35 727 |
36 252 |
Прибыль (П) |
3 051 |
2 627 |
2 265 |
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
(14)
Iрп = 38100 : 48000 = 0,79
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 21 % . Тогда прибыль составила бы:
3051 * 0,79 = 2 410 тыс. рублей.
Порядок расчета влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли представим в систематизированном виде (см. Таблицу 9).
Таблица 9 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по организации
Показатель прибыли |
Факторы |
Порядок расчета |
Прибыль, тыс.руб. | |||
Объем продаж |
Структура продаж |
Цены |
Себестоимость | |||
П0 |
t0 |
t0 |
t0 |
t0 |
В0 – З0 |
3 051 |
Пусл 1 |
t1 |
t0 |
t0 |
t0 |
П0 * Ipn |
2 410 |
Пусл 2 |
t1 |
t1 |
t0 |
t0 |
Вусл – Зусл |
2 627 |
Пусл 3 |
t1 |
t1 |
t1 |
t0 |
В1 – Зусл |
2 790 |
П1 |
t1 |
t1 |
t1 |
t1 |
В1 – З1 |
2 265 |
Экономическая аналитика:
Организация инвестиционного процесса
Инвестиционный процесс можно определить как совокупное движение инвестиций разных форм и уровней. Осуществление инвестиционного процесса в экономике любого типа предполагает наличие ряда условий, основными из которых являются: достаточный для инвестиционной сферы ресурсный потенциал; наличие эконом ...
Процесс управления финансовыми рисками
Процесс управления финансовыми рисками включает реализацию следующих основных этапов: 1. Постановка цели. 2. Определение возможных видов риска. 3. Оценка рисков. 4. Выбор и реализация методов управления риском. 5. Контроль выполнения и анализ эффективности принятых решений. В соответствии с выделен ...
Сущность и причины демонетизации
Последняя треть двадцатого века войдет в мировую историю товарных и денежно-валютных отношений как период, когда практически завершился процесс демонетизации золота. Драгоценный металл, с древнейших времен выполнявший общественно-экономическую функцию денежного товара, ныне утратил свое предназначе ...