ФРС США продемонстрировала довольно либеральный подход к вопросу регулирования рынка электронных денег, которая полагает, что для стимулирования технологического процесса внедрения инновационных форм платежных средств и развития рынка стоит разрешить выпуск электронных денег банковским и небанковским институтам путем лицензирования данного вида деятельности. При этом требования к уставному капиталу американских эмитентов существенно ниже – от $50 тыс. Можно сказать, что регулирование электронных денег ФРС США, производимое на основе Универсального закона США о денежном регулировании, носит более рекомендательный, нежели директивный, характер, свойственный регулированию Европейского союза. Универсальный закон о денежных услугах (Uniform Money Services Act), принятый в 2000 году определивший единые подходы к регулированию деятельности провайдеров платежных сервисов: денежных переводов, продажи предоплаченных финансовых инструментов (в том числе электронных денег), обналичивания чеков и обмена валюты.
Эмиссия электронных денег с позиции этого законодательного акта подпадает под понятие денежных переводов, в то время как деятельность по их погашению классифицируется как операции обналичивания чеков. Вплоть до произошедшей унификации законодательств штатов системы электронных платежей по большей части оставались вне поля государственного регулирования. В этих условиях провайдеры соответствующих услуг использовали правовую конструкцию, позволявшую как можно сильнее дистанцироваться от статуса финансовых институтов. Например, одна из крупнейших в США компаний-эмитентов электронных денег PayPal Inc. выступает по отношению к своим клиентам в качестве агента, принимающего средства на хранение и обязующегося перечислить их по поручению в пользу третьего лица. Фактически это означает, что компания не может распоряжаться поступившими от клиентов деньгами по своему усмотрению, а в случае банкротства они не будут включаться в конкурсную массу. В Европе, напротив, эмитированные компанией платежные инструменты рассматриваются в качестве ее долгового обязательства.
Другой отличительной особенностью американского подхода к электронным деньгам является непризнание концепции электронных денег как инновационного средства платежа, которое не имеет ничего общего с дорожными чеками и банковскими переводами.
Мексика, Индия, Тайвань, Нигерия, Украина и Беларусь разрешают осуществлять эмиссию только банкам, а Сингапур ввел государственную монополию на эмиссию электронных денег и сделал их законным платежным средством. В Гонконге, эмитенты электронных денег должны получить лицензию депозитной компании.
Как подчеркивают исследователи, Запад давно уже понял, что откреститься от электронных денег, выпускаемых частными эмитентами, не получится. Более того, там увидели в них реальную перспективу, ведь силами ЭПС решается масса проблем. Поэтому и США, и Европа, и многие другие развитые государства взяли курс на их легитимизацию.
В странах ближнего зарубежья, также начался процесс правового регулирования электронных денег. Так в Республики Беларусь использование электронных денег регламентируется Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 26.11.2003 №201 «О правилах осуществления операций с электронными деньгами».
Национальный банк Беларуси утвердил Правила осуществления операций с электронными деньгами. Принятый документ регламентирует порядок осуществления кредитно-финансовыми организациями операций по эмиссии, распространению, использованию и погашению «электронных денег». Важная особенность нормативной базы в Республике Беларусь – требования к обращению электронных денег эмитированными нерезидентами. Использование их в расчетах предполагает привлечение белорусских банков в качестве агентов для распространения и погашения.
Экономическая аналитика:
Виды курса доллара США
Рассмотрим приведенную выше классификацию на примере доллара США. По типу сторон различают курс покупки и курс продажи. По курсу покупки банки покупают валюту при ее прямой котировке. Курс продажи – это курс, по которому банк передает денежные знаки других стран и покупает национальную валюту при п ...
Роль отрасли растениеводства в экономике предприятия
Растениеводство – основная отрасль сельского хозяйства. От уровня ее развития зависит не только удовлетворение потребностей в соответствующих продуктах питания, но и состояние развития животноводства. В растениеводстве выделяют несколько более узких отраслей: зерновое производство, картофелеводство ...
Особенности информационного обеспечения АИС
налоговых органов
Повышение качества и эффективности автоматизированной информационной технологии в бюджетной и налоговой системах во многом зависит от способа организации (организационных форм) использования технических и программных средств обработки данных. Проектирование и внедрение основных организационных форм ...