Выставить верный диагноз предприятию, а именно определить, в каком состоянии оно находится в данное время и какие предпосылки у него есть для дальнейшего развития, возможно с помощью методических подходов диагностирования. В настоящее время конкретных разработок диагностирования, которые было бы возможно применить для предприятий в нашей стране, нет. Это связано с рядом причин: нестабильная экономическая и политическая обстановка в стране, слабое финансовое состояние многих предприятий, сложности при разработке прогнозов, отсутствие высококвалифицированных специалистов-аналитиков. Под диагностикой финансового состояния предприятий понимают оценку этого состояния и направления изменения его в будущем на основе подробного анализа финансовых показателей за определенный период времени.
В настоящее время в мире существует большое количество различных методик проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Одними из наиболее популярных в нашей стране являются методики А.Д. Шеремета и Р.С. Сайфулина, В.В. Ковалева, В.И.Вихоревой, С.М. Пястолова и др. Рассмотрим методики А.Д. Шеремета и Р.С. Сайфулина, В.В. Ковалева, В.И. Подольского с точки зрения их практического использования [36, с.123].
Рассмотрим методику, предложенную А.Д. Шереметом и Р.С. Сайфулиным, основные этапы которой представлены ниже:
- Общая оценка финансового состояния и его изучение за отчетный период (составление агрегированного баланса, вертикальный и горизонтальный анализ агрегированного баланса по статьям актива и пассива баланса);
- Анализ финансовой устойчивости (определение излишка (недостатка) источников средств для формирования запасов и затрат, определение степени покрытия внеоборотных активов источниками средств);
- Анализ ликвидности баланса, платежеспособности и деловой активности предприятия (анализ ликвидности баланса: а) группировка статей активов и пассивов, б) сопоставление соответствующих итогов активов и пассивов, в) определение текущей и перспективной ликвидности баланса, г) оценка степени ликвидности; анализ платежеспособности; анализ деловой активности: а) расчет коэффициентов оборачиваемости различных групп активов, б) сравнение их с нормативными величинами и оценка деловой активности).
Достоинства и недостатки методики, предложенной А.Д. Шереметом и Р.С. Сайфулиным, представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Достоинства и недостатки методики, предложенной А.Д. Шереметом и Р.С. Сайфулиным
Достоинства методики |
Недостатки методики |
Предложенные этапы проведения анализа позволяют дать многостороннюю информацию о финансовом состоянии предприятия, основанную на изучении бухгалтерского баланса. Третий этап данной методики предполагает получение информации для потенциальных инвесторов о целесообраз- ности вложения средств в данное предприятие, что является элементом стратегического планирования. |
Использование в качестве информационной основы для анализа лишь бухгалтерского баланса предприятия и приложений к нему, что существенно сужает круг ответов на важные, с точки зрения экономической эффективности, вопросы. Данная методика позволяет дать лишь поверхностную оценку деятельности предприятия, не затрагивая «глубинных» причин возникновения тех или иных результатов деятельности предприятия. |
Далее рассмотрим вторую методику, предложенную В.В. Ковалевым. Основные этапы данной методики:
а) экспресс-анализ (ознакомление с аудиторским заключением);
Экономическая аналитика:
Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного с ...
Налоговые просчеты пропорций макроэкономического регулирования
Анализ периода экономического роста в Украине свидетельствует о том, что правительство Украины выработало собственный способ увеличения темпов повышения совокупного спроса (классические и альтернативные варианты мы рассматривали выше): осуществление мягкой бюджетной и жесткой налоговой политики, эк ...
Деньги как средство платежа
Возникновение функции денег как средства платежа связано с более высоким этапом развития товарного производства, когда акты продажи и купли товаров разделились во времени и пространстве. Так, при продаже товаров в кредит, то есть с отсрочкой платежа, деньги используются как мера стоимости при устан ...