Налоговая политика независимой Украины, несмотря на ее молодой возраст, все-таки формируется. В этом процессе есть и свои позитивные стороны, и недоработки. Ученые, политики и практики много критикуют уязвимые и недоработанные стороны налоговой политики Украины. Мы же, в свою очередь, остановимся на вопросе налогообложения прибыли предприятий, поскольку именно этот налог обеспечивает или стимулы к экономической деятельности, или ее дестимулирование.
На сегодняшний день политика налогообложения прибыли характеризуется тем, что значительная ее часть изымается из национальной экономики в бюджет в форме налога на прибыль, даже несмотря на кризисную фазу, в которой находится наша страна. Как показано в таблице 2, эффективная ставка по большинству видов экономической деятельности превышает номинальную ставку налога. Налог на прибыль предприятий в Украине превратился исключительно в фискальный инструмент. Особенно выделяется 2008 г., когда эффективная ставка налога в 1,36 раза превысила нормативную ставку. По некоторым видам экономической деятельности такое превышение составляет 300 %. В сфере финансового рынка, откуда, по существу, и начался кризис в стране, эффективная ставка равняется 22,4%, что значительно ниже, чем в среднем по экономике.
Таблица 2
Эффективная ставка налога на прибыль предприятий в Украине в 2002 2008 гг.*(%)
Виды экономической деятельности |
Отношение уплаченного налога к прибыли прибыльных предприятий до налогообложения | ||||||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Сельское хозяйство . |
3,2 |
2,5 |
2,1 |
2,6 |
2,7 |
1,8 |
4,0 |
Промышленность, всего |
27,4 |
30,8 |
24,5 |
29,1 |
29,3 |
28,0 |
30,0 |
в том числе добывающая |
48,2 |
39,9 |
27,0 |
34,5 |
41,7 |
31,9 |
19,2 |
Перерабатывающая | |||||||
промышленность, всего |
30,3 |
33,9 |
25,9 |
30,5 |
28,4 |
26,1 |
41,3 |
в том числе: | |||||||
производство пищевых | |||||||
продуктов . |
31,2 |
30,6 |
28,2 |
25,2 |
19,8 |
24,2 |
39,3 |
легкая промышлен | |||||||
ность . |
30,4 |
24,9 |
26,6 |
22,9 |
19,1 |
18,1 |
37,0 |
обработка древесины |
34,9 |
27,5 |
22,5 |
31,8 |
37,2 |
37,0 |
79,3 |
целлюлозно-бумажное | |||||||
производство |
28,6 |
28,2 |
21,5 |
24,5 |
28,9 |
29,5 |
34,6 |
производство кокса | |||||||
и нефтепродуктов |
30,5 |
42,8 |
25,9 |
50,1 |
27,6 |
19,9 |
24,9 |
химическое производство | |||||||
26,0 |
26,7 |
22,6 |
30,6 |
39,9 |
21,3 |
31,4 | |
производство прочих | |||||||
неметаллических мине- | |||||||
реальных продуктов . |
31,6 |
26,1 |
27,3 |
31,5 |
29,1 |
25,3 |
36,5 |
металлургическое производство | |||||||
и производство | |||||||
готовых металлических | |||||||
изделий |
33,8 |
38,8 |
26,6 |
31,5 |
30,4 |
28,7 |
49,5 |
производство машин | |||||||
и оборудования |
26,1 |
33,4 |
25,2 |
26,7 |
29,8 |
24,9 |
36,9 |
Производство и распре- | |||||||
деление электроэнергии, | |||||||
газа и воды . |
36,3 |
34,7 |
32,3 |
41,9 |
21,4 |
35,0 |
47,5 |
Строительство . |
32,3 |
34,2 |
25,5 |
24,6 |
23,3 |
23,2 |
45,4 |
Оптовая и розничная | |||||||
торговля . |
12,5 |
22,6 |
17,2 |
23,9 |
20,0 |
19,8 |
45,1 |
Отели и рестораны |
28,7 |
27,8 |
19,7 |
22,6 |
26,5 |
28,1 |
30,5 |
Транспорт и связь . |
36,1 |
40,6 |
33,9 |
30,6 |
32,2 |
30,9 |
38,6 |
Финансовая деятельность |
27,9 |
12,6 |
9,7 |
11,1 |
13,8 |
11,9 |
22,4 |
Другие виды экономи- | |||||||
ческой деятельности . |
23,4 |
29,1 |
22,1 |
34,9 |
19,1 |
8,6 |
59,4 |
Всего по экономике |
25,9 |
28,8 |
21,9 |
26,3 |
23,7 |
18,8 |
34,0 |
Экономическая аналитика:
Финансовое регулирование как механизм воздействия на развитие общества и
его коррекции
Финансы выражают систему опосредованных государством денежных отношений между субъектами воспроизводства, которая связана с перераспределением стоимости общественного продукта в целях удовлетворения потребностей в товарах и услугах общественного сектора экономики. Общей тенденцией современности явл ...
Основные направления финансовой политики РФ
В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры…) и видов деятельности, которые им ...
Роль финансового механизма в функционировании финансовой системы
Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе ...