С 80-х годов XX в. налоговая политика стала главным инструментом государственного регулирования роста национальной экономики. Налоговая конкуренция все более актуализируется и постепенно переходит на лидирующие позиции при принятии экономических и/или инвестиционных решений. Эффективная налоговая политика открывает для государства возможность рыночными методами регулировать пропорции макроэкономических тенденций. Главное в таком процессе - вовремя использовать инструментарий налогового регулирования, чтобы предотвратить макроэкономические дисбалансы и параллельно обеспечить будущий эффект от проведенной налоговой политики (иными словами, реализация налоговой политики сегодня должна быть нацелена на осуществление в будущем комплекса мероприятий по социально-экономическому развитию страны).
Рассмотрим роль государства в обеспечении стабильного экономического роста путем использования налоговых инструментов регулирования в контексте кризисных явлений в экономике.
Согласно классической экономической теории, для содействия экономическому росту необходимо предоставить совокупному спросу возможность увеличиваться с такой скоростью, которая будет соответствовать темпу повышения естественного уровня реального объема производства (совокупного предложения), поддерживать который можно при помощи налогового стимулирования и адекватной кредитной политики. Если происходит слишком быстрый рост совокупного спроса (как, например, в экономике Украины в 2006-2008 гг. вследствие мягкой бюджетной и неадекватной кредитной политики), то ускоряются инфляционные процессы в экономике и это неизбежно приводит к ослаблению инвестиционной активности и замедлению (в соответствии со значением мультипликатора) экономического роста страны. Если же совокупный спрос растет медленнее совокупного предложения, то неизбежно произойдет спад темпов роста («рецессия роста»).
Кейнсианская теория связывает экономический подъем страны преимущественно с факторами совокупного спроса, используемыми в рамках экспансионистской политики, а неоклассики (в частности, сторонники "экономики предложения") - с факторами совокупного предложения, "подстегиваемого" налоговыми и иными мерами. Используемые и в том, и в другом случае инструменты нацелены уже не столько на сглаживание делового цикла в рамках политики краткосрочной стабилизации, приближение переломных точек «пика» и «дна» цикла к господствующему тренду, сколько на подталкивание самого этого тренда вверх в русле проводимой политики экономического роста, имеющей сугубо долгосрочную направленность. При этом существует несколько способов достижения заданного уровня или темпа роста совокупного спроса.
1. Мягкая бюджетно-налоговая политика в сочетании с ограничительной денежно-кредитной политикой.
2. Жесткая бюджетно-налоговая политика в сочетании с экспансионистской денежно-кредитной политикой.
3. Мягкая налоговая и жесткая бюджетная политика; ограничительная денежно-кредитная и гибкая курсовая (валютная) политика.
Два первых варианта - это классические "рецепты", их можно использовать в условиях институционально развитой экономики. Для экономики же, подобной украинской, - со слаборазвитыми институтами, значительной долларизацией, с существенным уровнем общественного сознания, демократии, коррупции, - по нашему мнению, более адаптивным будет третий вариант, при котором ставка процента регулируется в зависимости от макроэкономических тенденций и цели кредита. Гибкая курсовая политика даст возможность наполнять рынок ликвидностью не с помощью валютного рынка, а благодаря более эффективным монетарным инструментам. В то же время мягкая налоговая политика будет стимулировать экономическую активность, особенно инвестиционную деятельность, а жесткая бюджетная - ограничивать популистские и неэффективные бюджетные расходы. При жесткой бюджетной политике эффективны, на наш взгляд, инфраструктурные расходы, осваивать которые будут и секторы экономики с льготным налогообложением.
Следует отметить, что существующий уровень политической ответственности и сознательности наших чиновников является главным «тормозом» эффективности подобных мер, поскольку налоговое регулирование должно осуществляться очень быстро, как, например, меры монетарной политики. Гибкость и оперативность налоговой политики в современных условиях выходят на лидирующие позиции. Политики должны использовать налоговое стимулирование именно во время спада экономического развития, в противном случае, такие меры могут только навредить экономике. Согласно оценке специалистов МВФ, налоговые стимулы эффективны в том случае, когда вступают в силу именно в период спада экономики, при этом внутренний лаг (период между датой вступления стимула в законную силу и датой его реализации) не должен превышать одного квартала (см. табл. 1).
Экономическая аналитика:
Анализ управления лизинговыми операциями на предприятии
Более 40 лет «Чебоксарский авторемонтный завод» в Приволжском федеральном округе известен и ценим среди производителей запасных частей к автомобилям марки «ГАЗ». За годы его становления и дальнейшего развития накоплен солидный опыт в автомобилестроении. Инженерно-технические работники, рабочие пост ...
Изменение и закрытие счетов
Глава V ИЗМЕНЕНИЕ И ЗАКРЫТИЕ СЧЕТОВ 16. Изменение счетов 16.1. Изменение счетов производится в следующих случаях: - при изменении наименования (личных данных), организационно-правовой формы 14 - в результате изменения Плана с четов бухгалтерского учета в банках и других финансовых учреждениях Респу ...
Оборотные средства организации: их классификация и источники
образования
Любая коммерческая организация, ведущая производственную или коммерческую деятельность, должна обладать определенным реальным, т.е. функционирующим имуществом или активным капиталом в виде основного и оборотного капитала. Понятие оборотный капитал тождественно оборотным средствам и представляет соб ...