Расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противо-эпидемиологические мероприятия и др.
Бюджетные средства – наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. В значительной мере они обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в статье 41 Конституции РФ: «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно». Для обеспечения этих гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. №1096 была утверждена «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 1999 г.». В этой Программе был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся в советское время. Кроме того, были установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством. Например, в расчете на 1000 человек число вызовов скорой помощи было установлено 340; число койко-дней в больницах – 2901,5; число врачебных посещений в поликлиниках – 9198 и т.д. Таким образом, в Программе была определена сумма требуемых здравоохранению финансовых ресурсов для покрытия затрат, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи. Исходя из медицинской ситуации и экономических возможностей в Программу ежегодно вносятся коррективы.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерством финансов РФ разработали и утвердили «Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».
В рамках этой Программы, финансируемой за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений, финансируемой за счет бюджетов здравоохранения и средств ОМС, населению оказываются следующие виды бесплатной медицинской помощи:
Бесплатная медицинская и лекарственная помощь, финансируемая за счет средств бюджетов здравоохранения |
1. Скорая медицинская помощь 2. Амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь, предоставляемая больным с социально значимыми заболеваниями, включая следующие болезни: • кожно-венерологические заболевания • туберкулез • СПИД • психические расстройства • наркологические заболевания • нарушения течения беременности и родов • некоторое виды патологии детей и новорожденных 3. Диспансерное наблюдение здоровых детей 4. Льготная лекарственная помощь и протезирование 5. Некоторые виды дорогостоящий медицинской помощи |
Большое значение в развитии здравоохранения в нашей стране, в увеличении средств, направляемых в эту отрасль социальной сферы, должно иметь осуществление Национального проекта «Здоровье», включающего направления «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».
Главная задача направления «Развитие первичной медико-санитарной помощи» – повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Это будет достигаться на основе повышения уровня квалификации врачей участковой службы; снижения коэффициента совместительства в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, до 1,1; сокращения сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели; обновления парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи на 12 120 машин; снижения заболеваемости – гепатитом В не менее чем в три раза, краснухой – не менее чем в десять раз, снижения материнской смертности до 29 на 100 тысяч родившихся живыми, младенческой смертности – до 10,6 на 1000 родившихся живыми и снижения временной нетрудоспособности не менее чем на 20%.
Экономическая аналитика:
Понятие, сущность и виды финансовых рисков на предприятии
Деятельность предприятия сопровождают многочисленные финансовые риски, которые существенно влияют на результаты деятельности экономического субъекта. Риски, порождающие финансовые последствия и связанные с осуществлением определенных видов деятельности, выделяют в отдельную группу финансовых рисков ...
Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюдже ...
Особенности мобилизации и использования финансовых
ресурсов
Финансовыми ресурсами именуется совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот). Полная и своевременная мобилизации финансовых ресурсов и правильное их испо ...