Себестоимость + Прибыль = Цена
или
Прибыль = Цена – Себестоимость?
Очевидно, что вторая. Первая формула отражает традиционно советский подход к формированию цены, вторая – рыночный подход к планированию. Если в первом случае планируемая прибыль закладывается как процент от себестоимости, то во втором случае прибыль формируется рынком.
Если не разделять все затраты на переменные и постоянные, то нельзя ответить на ряд очень важных вопросов: сколько надо продать продукции, чтобы окупить все текущие затраты; какую прибыль получит предприятие, если продаст определенное количество изделий; какова чувствительность объема продаж к изменениям в цене и количестве продаваемых изделий. Все эти вопросы обращены к планированию объема продаж, а не производства.
В продолжение предыдущей мысли можно сказать, что, не разделяя затраты на переменные и постоянные, невозможно определить, насколько удовлетворительного объема продаж достигло предприятие с точки зрения близости его к значению точки безубыточности. А может быть, даже незначительное уменьшение объема продаж в будущем приведет предприятие к убыткам? Нельзя определить, насколько рискован бизнес с точки зрения удельного веса постоянных затрат в существующем объеме продаж.
Даже если предположить, что на предприятии хорошо налажено экономичное планирование, то, как правило, это не означает, что планы подкреплены финансовым планированием. Финансовые и плановые службы действуют раздельно. В итоге на предприятиях не прогнозируется баланс, хотя на некоторых из них и можно встретить прогноз сметы доходов и затрат, а также кассовый бюджет.
Отсутствие автомобилизации в работе ПЭС делает невозможным проведение углубленного анализа планов и прогнозов. Иными словами, невозможно рассмотреть различные варианты развития событий и просчитать, как эти изменения отразятся на благополучии предприятия, т.е. невозможно спрогнозировать степень устойчивости предприятия.
Таким образом, к недостаткам сложившейся системы планирования на предприятиях следует отнести:
§ трудоемкость существующей системы планирования – ПЭС продолжают подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них непригодны для финансового анализа;
§ процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений;
§ плановые данные значительно отличаются от фактических, процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции;
§ при планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учета рыночных цен исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности;
§ калькуляция себестоимости производства на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции;
§ отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные;
§ при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли, не проводится анализ безубыточности продаж;
§ при планировании не оценивается эффект оперативного рычага, коэффициента вклада на покрытие; невозможно определить запас финансовой прочности предприятия;
§ экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и потому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия;
§ при существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности.
Из вышеизложенного складывается впечатление, что планирование сегодня вообще не нужно. В этом виде, в каком оно сегодня существует, – действительно не нужно. А начинать правильно планировать необходимо.
Экономическая аналитика:
Особенности информационного обеспечения АИС
налоговых органов
Повышение качества и эффективности автоматизированной информационной технологии в бюджетной и налоговой системах во многом зависит от способа организации (организационных форм) использования технических и программных средств обработки данных. Проектирование и внедрение основных организационных форм ...
Развитие социального обеспечения в России
В советский период социальные пособия и льготы были призваны частично компенсировать населению низкую заработную плату, служить дополнительным стимулом для работы в особых условиях, связанных с вредными и тяжелыми условиями труда, а также использовались как признание особых заслуг перед государство ...
Выводы
Таким образом, налоги способствуют решению различных социальных задач: защита низкооплачиваемых лиц, перераспределение доходов для обеспечения социально незащищенных слоев населения, осуществление эффективной демографической политики. Налогообложение выступает одним из наиболее ощутимых рычагов гос ...