1) усложнение введения на предприятиях международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности1;
2) практические трудности переходного периода, который продлится по различным оценкам от пяти до десяти лет: отсутствие разъяснений и комментариев, нехватка практического опыта постановки и ведения налогового учета и другое. В течение этого периода «недобросовестные налогоплательщики» смогут использовать бреши в налоговом законодательстве для ухода от уплаты налогов2;
3) сложности самостоятельной разработки методологии собственных систем налогового учета на конкретных предприятиях;
4) необходимость введения в штат предприятий новых подразделений, должностей, увеличение трудоемкости работы бухгалтеров;
5) риск создания неясного, противоречивого, то есть некачественного законодательства1.
С другой стороны, введение налогового учета это нормальный процесс разделения систем налогообложения и бухгалтерского учета. Ведь ни для кого не секрет, что налогообложение и бухгалтерский учет - разные вещи2. Теперь все четко разложено по полочкам: налоги отдельно, бухгалтерский учет отдельно. Это дает возможность избежать путаницы и ошибок, связанных с исчислением не только налога на прибыль, но и других налогов. Положительные черты, характеризующие эффективность налогового учета следующие:
1) существует положительный опыт введения налогового учета по налогу на добавленную стоимость3. Имеется в виду исчисление налога на добавленную стоимость на основе счетов - фактур, данных книг покупок и книг продаж. Официально налоговым учетом данный порядок не назван, однако, по сути это не что иное как налоговый учет со своими правилами и регистрами. Этот порядок введен с 1997 года и достаточно успешно работает уже в течение семи лет. То же самое можно сказать и о налоге на доходы (ведение налоговых карточек по исчислению налога на доходы), и о едином социальном налоге (индивидуальные карточки по единому социальному налогу, правда пока порядок ведения указанных карточек носит рекомендательный характер);
2) введение налогового учета существенно упростило порядок исчисления налога на прибыль организаций;
3) система налогового учета подобно системе бухгалтерского учета станет единой для всех налогоплательщиков. В настоящий момент на основании статьи 313 НК РФ система налогового учета разрабатывается и реализуется на практике налогоплательщиками самостоятельно. Однако, МНС РФ разработало свою единую систему налогового учета и в целях единообразия налогообложения прибыли в России предложило эту систему на суд
налогоплательщиков, а также выступило с законодательной инициативой по внесению ее в НК РФ.
С.Д.Шаталовым было выдвинуто мнение о том, что «в силу объективных причин правила бухгалтерского и налогового учета не могут быть тождественными, но нельзя допустить и того, чтобы бухгалтерский и налоговый учет стали абсолютно независимыми друг от друга»1. Эта точка зрения о том, что налоговый учет должен формироваться на основе данных бухгалтерского учета более реалистична, чем взгляд на то, что налоговый учет не нужен вовсе.
В существующих условиях введение системы налогового учета по налогу на прибыль организаций в хозяйственную практику российских предприятий носит положительный характер. Если правовая база системы налогового учета будет грамотно проработана с учетом требований существующей действительности, то налоговой учет по налогу на прибыль окажется мощным подспорьем как в работе предприятий, так и в работе налоговых органов, поскольку полностью исключит все неясности в сфере налогообложения. Практически же исчисление, например, налога на прибыль организаций превратится из мучительных корректировок данных бухгалтерского учета в простую арифметику.
С 01 января 2003 года вступила в силу глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, которой законодательно регламентируется налоговый учет специального налогового режима упрощенной системы налогообложения. До этого момент налоговый учет по упрощенной системе налогообложения нормативными правовыми актами не был предусмотрен.
Экономическая аналитика:
Сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджеты разных уровней
бюджет налог доход Налоговые доходы являются основным источником поступлений регионального бюджета Тюменской области. Тюменская область занимает лидирующую позицию в экономике страны, в том числе являясь основным каналом поступлений налогов и сборов в бюджетную систему. Данная территория, обладающа ...
Банкноты Соединенных Штатов
Первыми бумажными деньгами, выпускаемыми правительством США, были банкноты Соединенные Штатов. Первоначально они предназначались для финансирования ведения Гражданской войны, и получили название «гринбэки». Выпуск банкнот Соединенных Штатов – пример того, как правительство может финансировать свои ...
Функции налогов
Налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей. Налоги поступают в государственный бюджет. Основными характеристиками налога являются: · принудительность - налог взимается н ...