Во-вторых, с позиций федерализма федеральный бюджет является объединяющим фактором, поскольку его средства расходуются в интересах всего населения государства, а средства, выделяемые для поддержки субъектов Федерации, используются в целях выравнивания финансового положения и бюджетной обеспеченности данных бюджетов. В таком понимании акцент в оценке роли федерального бюджета смещается от его фискальной функции к распределительной.
В соответствии с этими двумя точками зрения на роль федерального бюджета в бюджетной системе РФ и должно идти ее формирование. Однако в России бюджетный процесс всегда был недостаточно четко регламентирован, а в настоящее время и вовсе дезорганизован.
Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы РФ являются бюджеты субъектов Федерации
(региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ, связанную с последней генетически. Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности. Одной из наиболее острых проблем формирования бюджетного устройства России в настоящее время места, роли и функций местных бюджетов в бюджетной системе РФ.
Суть проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входит в систему государственных органов власти.
Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются государственными организациями, и местные бюджеты практически «выпадают» из бюджетной системы. Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в РФ.
Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории
(ст. 6
БК РФ).
Схема 2. Построение бюджетной системы РФ
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом.
Консолидированный бюджет РФ и ее субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона. Однако он не отражает экономического состояния территорий и не годится для проведения сравнительного анализа, т. к. определяет всего лишь изъятую государством часть ВВП. Поэтому рост консолидированного бюджета – это, прежде всего рост налоговых изъятий, но ведь не рост налогов увеличивает богатство территории.
Экономическая аналитика:
Лицензирование банков
Национальный банк имеет исключительное право на выдачу банкам лицензий. Установление минимального размера капитала (1) Национальный банк имеет исключительное право устанавливать и изменять минимальный размер капитала банков и максимальный размер доли каждого акционера. (2) Национальный банк может у ...
Государственная пошлина при регистрации договора
участия в долевом строительстве
ООО «Альмари» заключило договор участия в долевом строительстве, по условиям которого в собственность организации переходят 16 квартир в многоквартирном доме. За государственную регистрацию договора была уплачена государственная пошлина в сумме 7500 руб., однако регистрирующий орган не принял докум ...
Определение риска
Прежде всего определим исходное, базисное понятие “риск”, имея в виду, что это угроза, опасность возникновения ущерба в самом широком смысле слова. Под хозяйственным (предпринимательским) будем понимать риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, ус ...