Показатели рентабельности отражают эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Показатели рентабельности показывают, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов и т.п.
Показатели рентабельности продаж определяются как отношение показателей прибыли к выручке от продажи товаров (без НДС, акцизов и аналогичных платежей). В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Показатели рентабельности продаж показывают эффективность продаж предприятия в отчетном периоде с точки зрения получения прибыли.
Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
, (64)
где - прибыль, руб., N - выручка от продажи товаров, работ услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), руб. Рост или снижение рентабельности продаж отражают соответственно увеличение или уменьшение эффективности продаж предприятия. Динамика рентабельности продаж определяется соотношением динамики чистой прибыли и динамики выручки от продаж.
В индексной форме это соотношение выглядит следующим образом:
. (65)
Индексы – отношение значений показателей в отчетном и предыдущем периоде. Если , то рентабельность продаж увеличивается, в противном случае – уменьшается.
Результаты анализа рентабельности продаж сводятся в таблицу 15. В таблице представлен расчет двух показателей рентабельности – на основе чистой прибыли и прибыли от продаж.
Таблица 15
Анализ динамики рентабельности продаж
Показатели |
Значение в предыдущем периоде |
Значение в отчетном периоде |
Индексы показателя |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
2000 |
3000 |
1,50 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
752 |
554 |
0,74 |
Прибыль от продаж |
920 |
650 |
0,71 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
0,38 |
0,18 |
0,49 |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж |
0,46 |
0,22 |
0,47 |
Чистая прибыль в отчетном периоде уменьшилась, в отличие от выручки от продаж, которая выросла в 1,5 раза. В результате рентабельности продаж по чистой прибыли уменьшилась в 0,5 раз в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
Прибыль от продаж так же уменьшилась, в результате рентабельность от продаж по прибыли снизилась на 53%, следовательно, эффективность деятельности предприятия уменьшилась.
Эффективность основной производственной деятельности предприятия снизилась, так как себестоимость выросла более быстрыми темпами, чем выручка (см. табл. 12), что обусловило снижение чистой прибыли и рентабельности продаж от прибыли продаж.
Экономическая аналитика:
Анализ размеров прибыли и рентабельности
Проведем вертикальный и горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках ОАО «КЗ ОЦМ». Все показатели при проведении структурного анализа приводятся в процентах к объему выручки от реализации (табл.3). Таблица 3 - Структура финансовых результатов ОАО «КЗ ОЦМ». Показатель 2008 2009 2010 Отклонение, ...
Нормирование оборотных средств - основа их рационального
использования
Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах. Завышение оборотных средств ведет к излишнему их отвлечению в запасы, к замораживанию и омертвлению ресурсов. Занижение оборотных средств может привести к перебоям в производстве и ...
Анализ финансовой устойчивости
Среди показателей финансового риска, связанных с вложением капитала предприятия, можно выделить показатели финансовой устойчивости (ФУ). Они рассчитываются по данным пассива бухгалтерского баланса и характеризуют структуру используемого капитала. К числу основных показателей, характеризующих структ ...