По мере вступления в действие положений закона «О валютном регулировании и валютном контроле» многие из существующих ограничений прекратят свое действие. Однако кроме юридических ограничений, препятствующих операциям российских мелких и средних предприятий на мировом рынке, действует также ряд серьезных экономических, политических и психологических ограничений.
В мировой экономике сложилась система международных экономических отношений, если и не исключающая, то резко ограничивающая выход мелких и средних предприятий на мировой рынок. Распространением их продукции занимаются крупные торговые организации. Для таких организаций несущественны ограничения, связанные с операциями на мировом валютном рынке (на минимальный объем операций, сроки сделок, уровень комиссионных), поскольку большие объемы торговых операций делают оправданным содержание специалистов, занимающихся исключительно управлением валютными активами и обязательствами компании, в частности минимизацией валютных рисков. В России пока практически отсутствуют подобные механизмы, упрощающие выход на мировой рынок мелких и средних предприятий.
Создание внешнеторговых ассоциаций, компаний или объединений может не только способствовать расширению несырьевого экспорта России и, соответственно, углублению ее интеграции в мировой валютный рынок, но и привести к более четкому разделению внутренней и внешней торговли. Если операции мелких и средних предприятий России на внешнем рынке будут осуществляться через внешнеторговые компании, в соответствии с действующим законодательством расчеты между российскими производителями и профессиональными экспортерами будут проводиться в рублях. Это может способствовать дальнейшей дедолларизации российской экономики.
Важным препятствием на пути интеграции России в мировой валютный рынок является сохранение ряда серьезных ограничений на внешнюю торговлю России. По состоянию на 1 мая 2010 г. Минэкономразвития России зафиксировано 93 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка, в том числе:
- 40 антидемпинговых мер,
- 8 специальных защитных мер
-45 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования.
Такие меры применяют Австралия, Аргентина, Белоруссия, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Перу, Азербайджан, Армения, Молдова (исключая Приднестровье), Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Филиппины, Южная Корея и Евросоюз. А наибольшее количество таких мер введено в ЕС, США, Украине и Белоруссии. В основном это антидемпинговые санкции. Но, по данным белорусских экономических ведомств, речь идет о временных ответных мерах в связи с прежними ограничениями в РФ на ввоз ряда белорусских товаров.
Больше всего ограничений, особенно в индустриальных странах, введено именно на промышленную продукцию России: товары металлургической, химической и лесоперерабатывающей отраслей. Хотя свыше 70% ассортимента сырьевой продукции РФ традиционно являются одной из самых демпинговых, то есть наиболее дешевых на мировых рынках. По данным минэкономразвития, большинство стран-"ограничителей" объясняют свои меры тем, что Россия в отличие от этих стран пока не участвует в ВТО, что затрудняет равноправие РФ в международной торговле.
По данным того же ведомства, среднегодовые потери России только в торговле с ЕС из-за этих ограничений достигают $500 млн. Но по оценкам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), эти потери превышают $1,5 млрд.
Серьезной проблемой остается недоверие к продукции российской промышленности со стороны зарубежных потребителей, обусловленное как негативным прошлым опытом, так и недостаточным развитием маркетинговых технологий российских производителей. Для преодоления этого недоверия необходимо применять комплекс мер, включающих активное продвижение лучших образцов российской промышленности через международные отраслевые объединения и тематические ярмарки, проведение согласованной информационной политики и адаптацию для российских условий стандартов качества, действующих в практике зарубежных государств.
Другая серьезная проблема российской экономики, в известной степени также обусловленная недостаточной глубиной интеграции России в мировой валютный рынок, — острый дефицит средне- и долгосрочных инвестиций в перерабатывающую промышленность.
На начало 2011 года стоимость всех основных фондов в России оценивалась в 100 трлн руб. со степенью износа 44%. Это средняя температура по больнице. В отдельных отраслях степень изношенности основных средств гораздо больше. Выше среднероссийского уровня изношены основные фонды в торговле и ремонте (61%), в производстве транспортных средств и оборудования (52%), в добыче полезных ископаемых (46%). Согласно проведенному исследованию счетной палаты износ основных фондов в отдельных отраслях промышленности достигает 80%, в то время как динамика их обновления не превышает 11%.
Экономическая аналитика:
Анализ устойчивости бюджета на федеральном уровне
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной полит ...
Основной капитал: экономическая сущность, источники формирования и классификация
Важнейшим экономическим ресурсом экономической деятельности предприятия является капитал. Производственный капитал подразделяется на основной и оборотный. Материально-вещественным воплощением основного капитала являются основные средства предприятия. Основные средства представляют собой совокупност ...
Показатели рентабельности деятельности организации
Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности организации выступает также рентабельность. Рентабельность (от нем. rentabel) – показатель экономической эффективности бизнеса, характеризующий соотношение доходов и затрат за определенный период времени. [9, c. 573] Рентабельность – это ...