а) НДС, полученного от покупателей;
б) НДС, уплаченного поставщикам.
При определении суммы НДС, полученной от покупателей данного показателя необходимо учитывать не только налог с реализации товаров (работ, услуг), но также налог, исчисленный в соответствии с действующим законодательством по другим облагаемым оборотам. К подобным облагаемым оборотам относятся:
суммы полученных авансовых платежей;
налог, исчисляемый по спецрасчетам;
прочие средства, получение которых обусловлено расчетами за поставленные товары (работы, услуги), – финансовая помощь, пополнение спецфондов и т. д [21].
Для расчета НДС можно применить следующие методы: прямой аддитивный, или бухгалтерский, косвенный аддитивный, прямого вычитания.
Прямой аддитивный способ предусматривает обложение налогом непосредственно добавленной стоимости. В этом случае сумма налога определяется как произведение добавленной стоимости на ставку налога:
Т=DC*S/100, (1)
Где: N – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;
DC – добавленная стоимость;
S – ставка налога.
При исчислении налога на добавленную стоимость данным методом именно добавленная стоимость выступает непосредственно показателем, служащим основой для исчисления суммы налога.
Чтобы рассчитать сумму НДС, сначала необходимо из выручки от реализации товаров, работ, услуг вычесть все приобретенные материальные ресурсы (на сырье, материалы, топливо, энергию, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, производственные услуги сторонних организаций).
Косвенный аддитивный способ предусматривает обложение налогом не показателя добавленной стоимости в целом, а ее составных частей: прибыли и заработной платы. Сумма налога исчисляется на основе каждого из этих показателей путем умножения его на ставку налога. Общая сумма налога определяется путем суммирования величины налога, исчисленной по каждому элементу:
N = N1+N2 = V*S/100+P*S/100, (2)
Где: N1 – сумма НДС, исчисленная на основе показателя заработной платы;
N2 – сумма НДС, исчисленная на основе показателя прибыли;
V– сумма затрат на заработную плату;
Р– прибыль.
Второй способ не имеет принципиальных различий от первого способа расчета суммы налога на добавленную стоимость, так как в их основе лежит аддитивный метод определения добавленной стоимости.
Методика данных способов показывает: сумма налога не является частью добавленной стоимости, однако сама добавленная стоимость выступает тем экономическим показателем, который служит основой исчисления суммы налога.
Эти два способа ясно показывают, что при взимании НДС на каждом этапе от обложения освобождена только одна компонента затрат – это затраты на приобретение материальных ресурсов, которая является оплатой чужого труда. Другие затраты вместе с прибылью облагаются налогом.
При применении способа прямого вычитания сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, определяется по формуле:
Т=(Q–M)*S, (3)
Где: Q – стоимость товаров;
M – материальные затраты.
Таким образом, при использовании третьего метода подлежащая уплате сумма налога определяется как разность между выручкой за проданные товары и стоимостью приобретенных ресурсов в текущем налоговом периоде независимо от того, были ли они использованы, переданы или включены в состав товарно-материальных запасов. Поэтому разница (Q – М) по своей сути уже не является показателем добавленной стоимости [30].
Налоговый период по НДС устанавливается как квартал. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации по НДС утверждена приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Экономическая аналитика:
Выездные налоговые проверки
Выездная налоговая проверка – это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми (таможенными) органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Налоговый кодекс не содержит прямого указания на то, что налоговые органы обязаны проводить выездную налоговую проверку ...
Развитие социального обеспечения в России
В советский период социальные пособия и льготы были призваны частично компенсировать населению низкую заработную плату, служить дополнительным стимулом для работы в особых условиях, связанных с вредными и тяжелыми условиями труда, а также использовались как признание особых заслуг перед государство ...
Нормативно-правовая база регулирования транспортной отрасли в
России
Основными документами нормативно-правовой базы в транспортной отрасли являются Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ. Также и другие нормативно-правовые акты: законы, распоряжения, постановления, положения, которые регулируют деятельность транспортной отрас ...