Финансовый риск связан с используемыми предприятием источниками капитала и его способностью своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства перед различными контрагентами, а также с проведением операций на финансовых рынках.
Финансовые риски, сопровождающие предпринимательскую деятельность, являются объективным, постоянно действующим фактором в функционировании любого предприятия, который требует самого серьезного внимания и тщательного учета со стороны менеджмента в процессе принятия практически всех управленческих решений[2, стр.258].
Финансовые риски достаточно разнообразны как по источникам возникновения, так и по формам проявления.
Рис.1 Финансовые риски предприятия.
Дадим краткую характеристику перечисленным видам финансового риска.
1) Риск ликвидности характеризует возможность продажи актива с минимальными затратами времени и средств. Для финансовых активов ликвидность определяется разностью, или спрэдом (spread), между рыночными ценами покупки и продажи. Для активно торгуемых финансовых инструментов эта разность значительно меньше, чем у ценных бумаг, не пользующихся высоким спросом. О степени ликвидности того или иного актива можно судить и по динамике объема торгов. Таким образом, чем меньше ценовой спрэд и чем значительнее объемы проводимых операций, тем более ликвидным является финансовый актив.
Для предприятий реального сектора риск ликвидности проявляется в способности своевременно и в полном объеме выполнять текущие обязательства. В общем случае предприятие считается ликвидным, если его оборотные активы превышают краткосрочные пассивы. Низкая ликвидность означает дефицит денежных средств, ведущий в конечном итоге к банкротству. Как правило, она является следствием неэффективного управления финансами.
2) Риск платежеспособности характеризует возможность невыполнения предприятием своих обязательств перед кредиторами и контрагентами. Этот вид риска связан главным образом с заемным финансированием, поскольку использование собственного капитала не содержит формальных обязательств по выплате каких-либо доходов. Причины, по которым предприятие может не выполнить свои обязательства, могут быть самыми разнообразными — от неблагоприятных макроэкономических факторов и до банального мошенничества. В составе финансовых рисков по степени опасности (генерирования угрозы банкротства предприятия) этот вид риска играет ведущую роль. Крайней формой его проявления является объявление дефолта и последующее инициирование процедуры банкротства.
3) Процентный риск обычно связан с вариабельностью рыночных ставок. Изменение процентных ставок по безрисковым активам влечет за собой изменение цен всех финансовых инструментов, при этом зависимость здесь обратная. Для финансовых инструментов с фиксированным доходом приблизительное изменение цен в результате изменения процентных ставок на 1% может быть охарактеризовано показателем периода возмещения их стоимости (дюрацией). Для акций средние изменения цен обычно отражаются с помощью специальных индикаторов. В реальной практике в качестве таких индикаторов используются фондовые индексы.
Для предприятий реального сектора процентный риск не столь существенен, однако он влияет на стоимость собственного и заемного капитала, следовательно, на конечные результаты хозяйственной деятельности.
Экономическая аналитика:
Анализ
показателей рентабельности
Показатели рентабельности отражают эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Показатели рентабельности показывают, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов и т.п. Показатели рентабельности продаж определяются как отношение показателей прибыли ...
Бюджетное право
(1) Выполняя определенные настоящим законом функции, Мин.фин., Правительство и Парламент осуществляют свою деятельность, обеспечивая: а) составление бюджета в условиях: - стабильности национальной валюты; - стабильности цен и заработных плат; - стабильного развития экономики; b) согласование поступ ...
Электронный бизнес. Понятия и определения
Электронный бизнес - это способ заработка денег посредством электронных устройств. Существует еще одно определение электронного бизнеса: электронный бизнес - это предоставление услуг или конечного продукта через электронные средства, позволяющие использовать современные информационные технологии. Т ...