Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т. е. определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:
· объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
· субъект налога — налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
· источник налога — доход, из которого выплачивается налог;
· ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
· налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
· срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимается пени с учетом просроченного срока;
· правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов и иных платежей, взимаемых органами государственной власти с административно-территориальных образований, граждан и организаций, являющихся налогоплательщиками, а также принципов, форм и порядка их установления, изменения, отмены уплаты, принятия мер по обеспечению сбора налогов, осуществлению контроля.
Участниками правоотношений в системе налогообложения являются:
1. Государственные административные образования: – региональные (республики, не являющиеся субъектами иных образований, кроме как РФ, края, области, г. Москва и Санкт-Петербург);
– местные (республики, входящие в состав других образований РФ, автономные области, округа и районы субъектов РФ);
– муниципальные (города, районы городов, в том числе г. Москвы и Санкт-Петербурга, поселки, села и т.д.).
2. Юридические лица (организации).
3. Физические лица (граждане).
4. Органы налоговой службы (таможенной службы).
5. Органы исполнительной власти РФ.
При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов:
Экономическая аналитика:
Методы воздействия государственных финансов на транспортную отрасль
в Российской Федерации
Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ог ...
Финансовое состояние и финансовая устойчивость предприятий
Прежде чем говорить о финансовом состоянии предприятия, необходимо дать следующие определения: ЛИКВИДНОСТЬ-это способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства , необходимые для нормальной финансово-хозяйственной деятельности и погашения текущих (краткосроч ...
Факторный
анализ рентабельности собственного капитала
Показатель рентабельности собственного капитала отражает эффективность инвестиций с позиции собственников предприятия. Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле: , (69) где - среднее значение величины собственного капитала, руб. (см. табл. 4). Построение факторной модели показа ...