Налоги и государственные расходы и их роль в регулировании национального производства

Эффективные финансы » Фискальная политика Российской Федерации » Налоги и государственные расходы и их роль в регулировании национального производства

Страница 3

BHП=C+I+G

С – потребительский расход населения

I – инвестиции предприятия

G – государственные расходы на закупку товаров и услуг.

Фискальная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственных расходов повышает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции.

Рисунок 2. Влияние государственных расходов на совокупный спрос.

Таким образом, государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние и обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает ВНП в результате роста государственных расходов:

G – государственные расходы на закупку товаров и услуг.

Следовательно,

ΔВНП = ΔG × MPg

Однако, государственные расходы могут вызывать не только рост объема ВНП, но и «работать» на сокращение ВНП в случае их уменьшения.

Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство, на величину ВНП.

Для упрощения анализа предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любом уровне ВНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налога) налогоплательщиков (населения), следовательно, сократятся и потребительские расходы. Это, в свою очередь, отразится и на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится.

При постоянных In и G график совокупных расходов (С+In+G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз по линии в 45°, что иллюстрирует рис. 3.

Рисунок 3. Влияние налогов на объем ВНП.

Противоположная картина будет складываться при сокращении налогов.

Влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что величина располагаемого дохода используется не только на потребление, но и на сбережения населения. Снижение располагаемого дохода налогоплательщиков уменьшит не только потребительские расходы, но и сбережения.

Каким будет это уменьшение? Это зависит от предельной склонности к потреблению MPC и предельной склонности к сбережению MPS. Показывает, какая часть падения располагаемого дохода после введения налога произойдет за счет потребления, показывает MPC, а какая за счет сбережения – MPS.

Для определения величины сокращения потребления надо умножить сумму налогового приращения (ΔT) на MPC:

ΔC = ΔT×MPC.

Аналогично, умножение суммы увеличения налога на MRS покажет величину уменьшения сбережения налогоплательщиков:

ΔS = ΔT×MPS.

Динамика налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично, (есть располагаемого дохода идет на увеличение сбережения), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ВНП.

Страницы: 1 2 3 4

Экономическая аналитика:

Постановка на учет иностранной и международной организации в связи с наличием обособленного подразделения в Российской Федерации
В данном разделе определен порядок постановки на учет иностранной организации при открытии ею первого отделения в Российской Федерации, при открытии последующих отделений на территории, подконтрольной одному и тому же налоговому органу, либо на территории, подконтрольной другому налоговому органу. ...

Сущность финансовой устойчивости предприятия
Финансовое состояния предприятия оценивается, прежде всего, его финансовой устойчивостью и платежеспособностью. Обеспеченность запасов источниками их формирования выражает сущность финансовой устойчивости, в то время как платежеспособность выступает ее внешним проявлением. Платежеспособность отража ...

Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов
Повышение качества и эффективности автоматизированной информационной технологии в бюджетной и налоговой системах во многом зависит от способа организации (организационных форм) использования технических и программных средств обработки данных. Проектирование и внедрение основных организационных форм ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru