Примечание. Источник: собственная разработка.
Налоговый кодекс (Общая часть) – это основной документ, регламентирующий в комплексе все налоговые отношения в государстве. Принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. и вступил в силу с 1 января 2004 г. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения; регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового законодательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов; определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, регулируемых налоговым законодательством.
Налоговый кодекс Республики Беларусь состоит из четырех разделов:
Ι «Общие положения»;
ΙΙ «Налоговое обязательство»;
ΙΙΙ «Налоговый учет и налоговый контроль»;
ΙV «Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь. Обжалование решений налоговых органов»;
Поскольку Общая часть Налогового кодекса регулирует ряд общих для всех налогов правил, нормы, содержащееся в нем, конкретизируются в Особенной части Налогового кодекса, вступившей в силу с 2010 г., законах о конкретных налогах. Особенная часть Налогового кодекса включает следующие разделы:
V «Республиканские налоги, сборы (пошлины)». В нем рассматриваются плательщики, объекты обложения, налоговая база, порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, налога на недвижимость, экологического налога, земельного налога и др.»;
VI «Местные налоги и сборы»;
VII «Особые режимы налогообложения»;
VIII «Налогообложение отдельных категорий плательщиков»;
IX Заключительные положения. Изложен порядок введения Особенной части Налогового кодекса.
Информационное обеспечение контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей – это вся совокупность документов, регистров, отчетов, на основании которых устанавливается законность, целесообразность и достоверность совершенных финансово-хозяйственных операций.
Информационное обеспечение контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей подразумевает проверку счетов 18 «Налог на добавленную стоимость», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 90 «Реализация», 99 «Прибыль и убытки».
Основными источниками информации контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей являются:
Учредительные документы;
Свидетельство о присвоении учетного номера плательщика;
Учетная политика организации;
Книга покупок;
Книга учета проверок;
Инвентаризационные материалы;
Первичные документы;
Бухгалтерские справки, расчеты [Приложение Д];
Таможенные декларации [Приложение Е];
Регистры налогового и бухгалтерского учета[Приложения Ж, И];
Главная книга;
Бухгалтерская и статистическая отчетность[Приложения А, Б, В, Г];
Материалы предыдущих проверок.
К используемой в процессе контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей информации предъявляются определенные требования, обеспечивающие её полезность:
1) достоверность (верность, правдивость и точность информации, обеспеченные полнотой и качеством документов, на основании которых она составлена);
2) ясность (понятность и доступность информации для лиц и организаций, которым она может быть полезна);
3) своевременность (уместность информации в определенный момент времени);
4) доказательность (наличие у источников информации признаков, дающих возможность считать их данные убедительными);
5) реальность (соответствие данных объективной действительности);
6) сопоставимость (наличие возможности сравнивать соответствующие показатели различных организаций между собой, а также одной организации за разные периоды времени, то есть в основе формирования определенной информации лежат одинаковые принципы).
Таким образом, рассмотрев вопрос нормативного и информационного обеспечения контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей можно отметить, что оно включает обширный перечень нормативных правовых актов, а также источников информации. В связи с чем проверяющее лицо должно обладать специальными навыками и владеть актуальной информацией в области контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей.
Экономическая аналитика:
Основные направления использования финансовых ресурсов
Основным направлением использования финансовых ресурсов является кредитование малого бизнеса, частных лиц. К особенностям современной системы организации кредитования относятся следующие: – клиент не закрепляется за банком, а сам выбирает тот банк, чьи условия совпадают с его интересами, ему предос ...
Страхование ответственности эмитента за исполнение обязательств по
государственным ценным бумагам
В случаях, предусмотренных Генеральными условиями или условиями эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, эмитент имеет право осуществить страхование ответственности за исполнение обязательств по указанным ценным бумагам в соответствии с гражданским законодат ...
Управление оборотными активами на предприятии ОАО «Российские железные
дороги»
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым до ...