Примечание. Источник: собственная разработка.
Налоговый кодекс (Общая часть) – это основной документ, регламентирующий в комплексе все налоговые отношения в государстве. Принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. и вступил в силу с 1 января 2004 г. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения; регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового законодательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов; определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, регулируемых налоговым законодательством.
Налоговый кодекс Республики Беларусь состоит из четырех разделов:
Ι «Общие положения»;
ΙΙ «Налоговое обязательство»;
ΙΙΙ «Налоговый учет и налоговый контроль»;
ΙV «Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь. Обжалование решений налоговых органов»;
Поскольку Общая часть Налогового кодекса регулирует ряд общих для всех налогов правил, нормы, содержащееся в нем, конкретизируются в Особенной части Налогового кодекса, вступившей в силу с 2010 г., законах о конкретных налогах. Особенная часть Налогового кодекса включает следующие разделы:
V «Республиканские налоги, сборы (пошлины)». В нем рассматриваются плательщики, объекты обложения, налоговая база, порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, налога на недвижимость, экологического налога, земельного налога и др.»;
VI «Местные налоги и сборы»;
VII «Особые режимы налогообложения»;
VIII «Налогообложение отдельных категорий плательщиков»;
IX Заключительные положения. Изложен порядок введения Особенной части Налогового кодекса.
Информационное обеспечение контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей – это вся совокупность документов, регистров, отчетов, на основании которых устанавливается законность, целесообразность и достоверность совершенных финансово-хозяйственных операций.
Информационное обеспечение контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей подразумевает проверку счетов 18 «Налог на добавленную стоимость», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 90 «Реализация», 99 «Прибыль и убытки».
Основными источниками информации контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей являются:
Учредительные документы;
Свидетельство о присвоении учетного номера плательщика;
Учетная политика организации;
Книга покупок;
Книга учета проверок;
Инвентаризационные материалы;
Первичные документы;
Бухгалтерские справки, расчеты [Приложение Д];
Таможенные декларации [Приложение Е];
Регистры налогового и бухгалтерского учета[Приложения Ж, И];
Главная книга;
Бухгалтерская и статистическая отчетность[Приложения А, Б, В, Г];
Материалы предыдущих проверок.
К используемой в процессе контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей информации предъявляются определенные требования, обеспечивающие её полезность:
1) достоверность (верность, правдивость и точность информации, обеспеченные полнотой и качеством документов, на основании которых она составлена);
2) ясность (понятность и доступность информации для лиц и организаций, которым она может быть полезна);
3) своевременность (уместность информации в определенный момент времени);
4) доказательность (наличие у источников информации признаков, дающих возможность считать их данные убедительными);
5) реальность (соответствие данных объективной действительности);
6) сопоставимость (наличие возможности сравнивать соответствующие показатели различных организаций между собой, а также одной организации за разные периоды времени, то есть в основе формирования определенной информации лежат одинаковые принципы).
Таким образом, рассмотрев вопрос нормативного и информационного обеспечения контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей можно отметить, что оно включает обширный перечень нормативных правовых актов, а также источников информации. В связи с чем проверяющее лицо должно обладать специальными навыками и владеть актуальной информацией в области контроля правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей.
Экономическая аналитика:
Объекты налогообложения и порядок определения доходов и расходов
Объекты налогообложения (Статья 346.14 НК РФ): Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала примен ...
Строение финансового механизма
Финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом. Финансовый механизм – совокупность организационных форм финансовых отношений, порядок формирования и использования, централизованных и децент ...
Оценка оборотных средств
Оборотные средства совершают 1 полный оборот (операционный цикл) в течение 42 дней в 2011 году и 23 - в 2013 г. ООО "Оптимум" заинтересовано в ускорении оборачиваемости оборотных средств, тем самым оно сокращает длительность коммерческого цикла и производственного цикла. Коэффициент обора ...