В первые месяцы после Октябрьской революции 1917г. вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось.[8] Для финансирования неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы». До ноября 1918г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.
Успешное существование нового строя напрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В. И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул: « Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике».
Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих этапах истории СССР.
Эти принципы были зафиксированы в июле 1918г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой были сформулированы цели государственной финансовой политики:
Финансовая политика РСФСР в переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели — экспроприации буржуазии и подготовки условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.[9]
Конституция 1918г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов (таблица 1). Государственные бюджеты Украинской Социалистической Республики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.[10]
Таблица 1. Состав и структура доходной части государственного бюджета 1920г. (%)
Доходы от государственных предприятий, имуществ и угодий, в том числе: |
97,5 |
от промышленности |
35,6 |
транспорта |
14,1 |
сельского хозяйства |
5,1 |
налоги и сборы |
0,3 |
прочие поступления |
2,2 |
Территориальные бюджета формировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нужды; надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета.
Экономическая аналитика:
Валютный демпинг
Расширение экспорта по сниженным ценам (валютный демпинг) осуществляется в результате значительного снижения курса национальной валюты либо при уменьшении покупательной способности на нацвалюту внутри страны. Экспортеры получают курсовую прибыль, посредством приобретения товаров по низким внутренни ...
Анализ прибыли предприятия
Основной обобщающий показатель экономических (финансовых) результатов деятельности предприятия – прибыль (убыток) до налогообложения. В показателе прибыли отражается выручка (нетто) от продажи товаров (услуг, работ), ее структура, эффективность использования предприятием производственных и финансов ...
Оценка инвестиционного климата и инвестиционной
привлекательности регионов и отраслей КР
Инвестиционный климат – весьма сложное и многомерное понятие[19]. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирова ...