В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).
Методы государственного регулирования делятся на:
1. Административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;
2. Экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;
3. Морально-политические (убеждение, массовая информация). [5]
По мнению Морозовой Т.Г. государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.
Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.
Применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики. К методам прямого государственного воздействия относятся:
• определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
• государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
• нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
• правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.
К ним следует отнести:
• налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;
• регулирование цен, их уровней и соотношений;
• платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
• таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула иди опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной. [3]
Камаев В.Д. считал, что реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. По способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток - создание помех рыночному процессу.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям.
Экономическая аналитика:
Методические подходы к оценке финансовых рисков на предприятии
Инвестированию капитала всегда сопутствует выбор вариантов инвестирования и риск. Выбор различных вариантов вложения капитала часто связан со значительной неопределенностью. Например, заемщик берет ссуду, возврат которой он будет производить из будущих доход. Однако сами эти доходы ему неизвестны. ...
Порядок исчисления и уплаты налога
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумм ...
Анализ плановых показателей федерального бюджета РФ на 2010-2011 гг
Проанализируем абсолютную динамику плановых расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2010-2011 гг. (табл. 2.4). Таблица 2.4 – Абсолютная динамика расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2010-2011 гг. Наименование статьи расходов Сумма расходов по статье, в млрд. руб. Абсо ...