Становление казначейской системы происходит уже в течение длительного периода времени. Этот процесс сопровождается рядом трудностей. Он затрагивает интересы многих государственных структур и имеет не только сторонников, но и противников.
Роль органов казначейства в бюджетном процессе довольно значительна, так как на него возложено исполнение бюджета, а так же осуществляет управления доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках.
Органы казначейства представляют интересы государства и тем самым ставят под контроль деятельность других участников бюджетного процесса. Главные распорядители бюджетных средств утрачивают возможность управлять финансовыми потоками и сохраняют за собой лишь ограниченные права, связанные с распределением лимитов ассигнований о подведомственным получателям. Усиливается контроль над движением бюджетных средств на банковских счетах, счета федерального бюджета изымаются из коммерческих банков. Органы казначейства контролируют эффективность и целевое использование финансовых ресурсов на уровне отдельных бюджетополучателей. Ограничиваются права региональных органов власти по определению направлений использования средств федерального бюджета, полученных в форме дотаций, трансфертов, кредитов и займов, и другие.
В связи с переходом бюджетных учреждений в новый правовой статус существуют проблемы обслуживания бюджетных учреждений. Среди проблем, с которыми могут столкнуться новые федеральные бюджетные учреждения при изменении своего типа, по мнению Управления, наиболее актуальны следующие.
· Несоответствие содержания решений органов власти и уставов требованиям, предъявляемым к этим документам постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» и другим аналогичным этому постановлению документам, принятым на уровне субъекта и местных уровнях. В частности, в решениях не указываются информация об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения, мероприятия по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения. Случается, что в уставах бюджетных учреждений не поименованы осуществляемые виды деятельности, отсутствуют положения об обязательности открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства (или финорганах), но при этом предусматривается возможность получения кредитов в банках и т. д. В связи с этим полагаем, что для приведения уставов в надлежащее состояние необходимо поручить учредителям проверить утвержденные ими уставы на соответствие предъявляемым к ним требованиям.
· Несоблюдение органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, и самими учреждениями установленного подп. 4 п. 2 ст. 31 Закона № 83-ФЗ срока внесения необходимых изменений в уставы подведомственных бюджетных учреждений — до 1 декабря 2011 года. При этом не учитывалось время на государственную регистрацию вносимых изменений. Вместо того чтобы оставить запас времени на государственную регистрацию, соответствующие акты изданы либо в последний день установленного срока, либо по истечении установленного срока.
· Учреждения, изменившие свой тип на бюджетный, «забыли» про свои обособленные подразделения, наделенные имуществом и обязанностью ведения бухгалтерского учета. Такие обособленные подразделения также являются клиентами органов Федерального казначейства и должны иметь на руках собственные положения, утвержденные создавшими их бюджетными учреждениями.
· Позднее внесение изменений в учредительные документы большинства бюджетных учреждений помешало им обеспечить заблаговременное изменение своих реквизитов (наименований, номеров лицевых и банковских счетов) в ранее заключенных с контрагентами договорах. Указанные обстоятельства могут повлиять на своевременное исполнение бюджетными учреждениями своих обязательств в 2012 году. По мнению Минфина России, изложенному в письме от 8 августа 2011 г. № 02-03-06/3599, наиболее целесообразно в таких случаях оформлять дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам. Следует отметить необходимость своевременного внесения изменений в реквизиты договоров, по которым предусматривается перечисление средств на счета бюджетных учреждений (например, платы за поставленные товары, оказанные услуги, арендной платы). В связи с закрытием органами казначейства счетов в учреждениях Банка России, на которых учитывались средства от приносящей доход деятельности, перечисляемые контрагентами бюджетных учреждений средства по старым реквизитам с 1 января 2012 года будут возвращаться учреждениями Банка России плательщикам и не могут быть уточнены по назначению через органы Федерального казначейства. Эта проблема особенно актуальна для плательщиков, вносящих наличные деньги в кредитные организации для их перечисления в пользу бюджетных учреждений. Поэтому особенно важно бюджетным учреждениям максимально широко известить всех своих контрагентов о новых реквизитах лицевых счетов.
Экономическая аналитика:
Рынок государственных ценных бумаг. Современное положение
Начнем рассматривать современное положение рынка государственных ценных бумаг с 2008 года. Исходя из имеющихся последних данных о рынке государственных ценных бумаг можно сделать вывод, что август 2008 стал рекордным со времени кризиса 1998 года по масштабу падения стоимости внутренних государствен ...
Основы финансов предприятия
В современной России осуществление любой фирмой своей основополагающей финансовой функции - обслуживание платежей и расчетов -невозможно без участия коммерческих банков. Даже элементарные финансовые трансакции по осуществлению движения наличных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассац ...
Анализ исполнения федерального бюджета РФ за 2009 год
Проанализируем исполнение федерального бюджета РФ по доходам за 2009 год (табл. 2.1) Таблица 2.1 – Исполнение федерального бюджета Российской Федерации по доходам за 2009 год Наименование статьи доходов Сумма доходов, млрд. руб. Структура доходов, в % Отклонение план факт план факт В сумме доходов, ...