Существует множество показателей рентабельности, отражающих прибыльность деятельности. Структура показателей рентабельности представляет собой отношение прибыли (как экономического эффекта деятельности) к ресурсам или затратам. Для оценки деятельности ООО «Клапис» будем использовать следующие показатели: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность текущих активов, рентабельность собственного капитала.
Таблица 14 Данные для расчета показателей рентабельности деятельности (тыс. руб.)
Показатель |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Выручка (нетто) (В) |
48 357 |
38 517 |
57 337 |
Полная себестоимость (ПС) |
45 306 |
36 252 |
54 126 |
Прибыль от продаж (Пр) |
3 051 |
2 265 |
3 211 |
Чистая прибыль (Пч) |
2 275 |
1 666 |
2 379 |
Среднегодовая стоимость активов (Аср) |
6 819 |
7 516 |
9 066 |
Среднегодовая стоимость текущих активов (Ат.ср) |
4 708 |
4 672 |
5 181 |
Среднегодовая стоимость собственного капитала (Кс.ср) |
4 747 |
5707 |
6 801 |
Для проведения анализа показателей рентабельности деятельности ООО «Клапис» нам понадобятся данные, представленные в таблице 14.
Рассчитаем показатели рентабельности.
1) Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат)
2004 год: Рпр = 3051 : 45306 * 100 = 6, 73 %
2005 год: Рпр = 2265 : 36252 * 100 = 6, 25 %
2006 год: Рпр = 3211 : 54126 * 100 = 5, 93 %
По рассчитанным данным мы видим, что рентабельность продукции к 2006 году снижается. Если в 2004 году организация с 10 затраченных рублей на производство и реализацию продукции получало 67 копеек, то в 2005 году – 63 копейки, а в 2006 году – уже 59 копеек.
2) Рентабельность продаж (оборота)
2004 год: Роб = 3051 : 48357 * 100 = 6,3 %
2005 год: Роб = 2265 : 38517 * 100 = 5,88 %
2006 год: Роб = 3211 : 57337 * 100 = 5,6 %
Показатели рентабельности продаж также имеют отрицательную динамику. Отдача с одного рубля продаж снижается с 6,3 % до 5,6 %, но это снижение незначительное.
3) Рентабельность активов
2004 год: Ра = 2275 : 6819 * 100 = 33,36 %
2005 год: Ра = 1666 : 7516 * 100 = 22,17 %
2006 год: Ра = 2379 : 9066 * 100 = 26,24 %
Данный показатель служит для определения эффективности использования активов организации. У анализируемой организации он находится на достаточно высоком уровне. И хотя в 2005 году рентабельность активов снижается, в 2006 году она достигает 26,24 %, т.е. с каждого рубля используемых активов организация получает 26 коп. чистой прибыли.
4) Рентабельность текущих активов
2004 год: Рта = 2275 : 4708 * 100 = 48,32 %
2005 год: Рта = 1666 : 4672 * 100 = 35,66 %
2006 год: Рта = 2379 : 5181 * 100 = 45,92 %
Рентабельность текущих активов имеет высокое значение. Её значение колеблется в пределах 35,66 – 48,32 %. Характеризует чистую прибыль, полученную с каждого рубля. Высокие значения говорят об эффективной политике организации в области распоряжения оборотными средствами, рациональным подходом к организации запасов, управлению дебиторской задолженностью. Организация не образует запасов готовой продукции, т.е. работает под заказ и реализует продукцию сразу по мере изготовления. Также налажен вопрос с поставкой сырья и материалов, и организации не требуется создавать больших запасов для производства.
Экономическая аналитика:
Бюджетный процесс и бюджетное планирование
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны. В ст. 6 БК РФ «Пон ...
Методика налогового планирования по НДС
Под налоговым планированием НДС понимается планирование финансово – хозяйственной деятельности организации в целях оптимизации налоговых платежей и снижения налогового бремени по НДС. При планировании НДС следует учитывать особенности данного налога, которые связаны с тем, что в качестве объекта об ...
Резервы роста прибыли
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. Кировский завод по обрабо ...